[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Олимпиадное программирование ->Методика подготовки к IOI 2007 - ... 1, 2, 3, ... 8, 9, 10, 11, 12, ... 14, 15, 16
Автор Сообщение
Михаил Долинский (Online)

Темы: 2011
Сообщений: 48270

Мой профиль


Михаил Асташкевич:

P.P.S. МИНЯЙЛОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА - ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР В МИРЕ!  
И про лучшего в мире тренера Миняйлову Елену Леонидовну тоже предлагаю писать в этой теме. Спасибо, Миша.
Елена Миняйлова

Темы: 0
Сообщений: 12

Мой профиль
Да, все смешалось…. Начали с дисквалификации, перешли к обвинениям и угрозам, затем «обсудили» проблемы системы образования сфокусировав их все на системе поиска и отбора одаренных детей, которую применяет Долинский Михаил Семенович.
Попробую высказать некоторые соображения.
Очевидно, что проблема на уровне проблемы не решается, это можно сделать лишь с более высокого уровня. Перейдем к более высокому уровню.
Хорошо бы пояснить, ЧТО ИМЕННО делает Михаил Семенович.
Деятельность ДМС соответствует модели персональной образовательной деятельности в условиях использования информационных компьютерных комплексов. Состоит модель из относительно последовательных процедур деятельности, реализуемой с помощью информационных компьютерных комплексов.
Таких процедур можно выделить 14.

1.Вхождения-регистрации в деятельность (процесс самоидентификации)
2.Прохождение пространства ставших и становящихся норм (процесс проблематизации)
3.Пользования образовательно-информационными услугами
4.Контрольно-надзорные процедуры над исполнением деятельности
5.Предварительной оценки исполнения деятельности
6.Регулирования и сроков образовательных операций
7.Персонализации образовательной деятельности и электронного взаимодействия
8.Состязательная с деятельностями других людей
9.Экспертно-оценочная результатов деятельности
10.Доказательства авторства или информационной безопасности
11.Разрешения разногласий между ведущей образовательной и другими деятельностями личности
12.Упорядочивания взаимоотношений с государственной властью страны
13.Упорядочивания взаимоотношений с властями других государств
14.Персонально-профессиональной самоорганизации

Обсуждаемая проблема «дисквалификации» может рассматриваться в рамках 4, 8, 9, 10 процедур. Все процедуры относятся к человеко-машинным системам и могут быть, как автоматизированы, так и проводится без автоматизации.
Один Михаил Семенович не может обеспечить развитие и финансирование всех указанных направлений. Однако за годы его работы он гениально (не побоюсь этого слова) угадывал и развивал систему нового (будущего) образования.
Теперь по высказанным претензиям. Процедуры 4, 8, 9, 10 активно автоматизируются и внедряются в разные системы, например, соревнования USACO, олимпиады в Питере, в Минске (БГУ) и т.п. В науке начала действовать система «антиплагиат». Михаил Семенович же использует оригинальную систему «открытости и гласности». Решения участников открываются для просмотра всем и все вольны проверить и сравнить представленные решения. Все подозрительные работы тут же становятся объектом обсуждения. Молодые будущие программисты, в том числе и из Мозыря! Критиковать легко! А Вы напишите систему «антиплагиат» для DL! И сделайте это бесплатно, как сделали первые авторы DL Артем Кузнецов, Вадим Копиченко, Сергей Мосько и другие очень талантливые ребята.

Претензии уважаемых родителей относятся больше не к Долинскому, а к системе образования в целом. Да, предмет «Информатика» должен изучаться с 1-го класса как обязательный предмет в школе. В России это уже произошло. И вступительный экзамен по информатике есть. Но кто будет поднимать этот пласт? Молодые и талантливые не спешат стать плечом к плечу вместе с Михаилом Семеновичем. Алексей Валентинович Борунов в данном случае неоднократно герой! И главное, что он не просто готовит чемпионов, а воспитывает хороших, трудолюбивых, честных людей. А «шалости» некоторых мозырян (не буду перечислять) – добавят седых волос этому замечательному педагогу.

Да, в России информатика с первого класса. И процедуры 1, 2, 3 начинают осваиваться на государственном уровне с начала обучения в школе. У нас в Гомеле с помощью DL 1-я и 3-я процедура есть. А вот со 2-й процедурой «Прохождение пространства ставших и становящихся норм (процесс проблематизации)» пока проблемы. Именно об этих проблемах говорят родители младших школьников. Но решить эту проблему одному ДСМ не просто. Хотя он и старается средствами автоматизации (Курс «Начинаем программировать») ее решить. Курс уникален и полезен, но его пока мало. Нужна глубокая педагогическая проработка вопросов обучения младших школьников средствами информационных компьютерных комплексов, нужны программисты и т.д.


Некоторые родители стали приводить детей в областной лицей со словами: «ДЕТИ И ИХ РОДИТЕЛИ ХОТЯТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ!» Поработав с этими детьми и их родителями, понимаешь, что они хотят бесплатного репетитора. Родители ТРЕБУЮТ классической системы обучения: «учитель рассказал – ученик, возможно, воспроизвел». Но так «чемпиона» нельзя вырастить! Тот же Богдан. Хороший ребенок! Но он не доверяет своему педагогу-тренеру! И соответственно не слушает советы, указания, рекомендации! Чувствуется, что с ним поработал «репетитор». У ребенка много знаний, но он не умеет их применить, не может понять условие новой задачи. Моя попытка перевести его в курс «Информатическая математика» для выработки умения читать и понимать была воспринята как оскорбление. Совершенно справедлива реплика с данном обсуждении «Зачастую у него были проблемы с условиями, он не понимал что там хотят».


Про Михаила Семеновича можно сказать: «Сердце и деньги отдаю детям!». Михаил Семенович не только конфеты покупает. К примеру, в прошлом году поездку на олимпиаду в Питер детей из городского лицея оплатил ДМС. А студенты прошлых лет ездили в Питер только за его счет. А скольких олимпиадников он накормил обедом, оплатил теоретические занятия с ребятами! К примеру за одно занятие (одна пара) со сборной олимпиадников в Москве стоит 1500 рос.руб. А у нас? В Гомеле нет даже методиста по информатике! Нет заместителя начальника управления образования по информационным технологиям и т.п. Парадокс: чемпионы в Гомельской области есть, а системы управления, методической системы по этому вопросу НЕТ. В стране НЕТ ни одного доктора наук по методике преподавания информатики! НЕТ журнала по методике преподавания информатики. По всем учебным предметам есть, а по информатике нет. Учебники по информатике пишут не доктора наук, как положено, а простые учителя из школ.
Зато есть «строгий» и «жестокий» Долинский Михаил Семенович! Давайте ему помогать. Вместе, в спорах, сами поймем, что делать дальше, какие задачи ставить, как учить больших и маленьких. Нам помогать некому…


Коробейникова Евгения

Темы: 4
Сообщений: 32

Мой профиль
Статистика по областным олимпиадам за 5 лет
2005 год
Среди первых 15 – 14 гомельчан из них 5 учеников ГГОЛ
2006 год
Среди первых 15 – 15 гомельчан из них 7 учеников ГГОЛ
2007 год
Среди первых 15 – 14 гомельчан из них 5 учеников ГГОЛ
2008 год
Среди первых 15 – 10 гомельчан из них 3 ученика ГГОЛ
2009 год
Среди первых 15 – 10 гомельчан из них 3 ученика ГГОЛ
2010 год
Среди первых 15 – 7 гомельчан из них 1 ученик ГГОЛ
Городская олимпиада 2010 года (9-11 классы 4 декабря)
По ней можно судить что будет на области в 2011 года.
Среди первых 15 – 7 гомельчан из них 1 ученик ГГОЛ

Господа тренеры, может система дает сбой. И ни какое наличие методиста в облисполкоме по "Информатике" не поможет. Помочь может только желание тренера (скажу словами ДМС) ТРУДИТЬСЯ/НАПРЯГАТЬСЯ.








Алексей Данченко

Темы: 0
Сообщений: 40

Мой профиль


Коробейникова Евгения:

Господа тренеры, может система дает сбой. И ни какое наличие методиста в облисполкоме по "Информатике" не поможет. Помочь может только желание тренера (скажу словами ДМС) ТРУДИТЬСЯ/НАПРЯГАТЬСЯ. 


Вы ведь понимаете, что эти цифры сами по себе необязательно означают, что в Гомеле стали готовить школьников к олимпиадам хуже. В данном случае они могут показывать, что где-то еще (конкретно в Мозыре) их стали готовить лучше.
Алексей Данченко

Темы: 0
Сообщений: 40

Мой профиль
Что еще хотел рассказать. Один мой бывший коллега (профессиональный программист, который ни в школе, ни в университете не участвовал ни в каких соревнованиях, а алгоритмику стал изучать более-менее, когда начал участвовать в соревнованиях на TopCoder), вдохновившись тем, что делают Михаил Семенович, Алексей Борунов, сейчас пытается в каком-то кружке в Минске преподавать детям основы алгоритмики...

P.S. Вообще, я бы посоветовал некоторым почитать внимательнее пост Славы Вдовиченко, в нем позитив, а многим из участников беседы его, похоже, не хватает. А обсуждение обучения ребят младшего школьного возраста можно вынести и в отдельный топик, так как это какая-то совсем другая вселенная на мой взгляд.
Александр Козлов

Темы: 0
Сообщений: 10

Мой профиль


Коробейникова Евгения:

Предлагаю нынешним и бывшим ученикам Михаила Семеновича высказать свое мнение о методах обучения. Мне будет
интересно, может я не права и на самом деле все хорошо.
 


Добрый день. Я сотрудничал с Михаилом Семеновичем в мое студенческое время, писал под его руководством курсовые и дипломную работы. Про
олимпиадное программирование я мало чего могу сказать, ибо само программирование по большому счету я начал изучать только на первом курсе.
Разве, что пару слов. Все школьники, которых я видел по воскресеньям в школе превосходили меня в знаниях алгоритмов, и это было естественно,
они затратили большое количество времени и труда, чтобы достичь таких результатов. Мне было тяжело их догнать, да собственно я и не ставил
себе таких целей. Разборы действительно для меня были малоинформативны, но они были полезны с той точки зрения, что ребята озвучивали
алгоритм, который они применяли для решения той или иной задачи. А дальше - это уже моя задача - найти и понять алгоритм. Понимаю, что с
маленькими детьми нужен другой подход. Но ведь все, что есть на DL, как и сама DL - ценный источник знаний, я видел много различных книг по
алгоритмическому программированию, и действительно не встречал таких, где не требовалась бы большая самостоятельная работа, и где все было
очень подробно объяснено, с этой точки зрения DL возможно на порядок превосходит их.
-
Что могу сказать о Михаиле Семеновиче, как об университетском преподавателе. "Научиться учиться" - пожалуй является его философией. И
забавно, что большинство моих однокурсников помнят это. И теперь по прошествии почти 3-х лет, я понимаю, насколько он был прав. В моей
практической деятельности я почти не встречал, за исключением, пожалуй, одного человека, коллег, которые готовы были бы поделиться своими
знаниями, чему-то научить, причины этому могут быть самые разные - результат один - нужно постигать все самому. Это сложно, порой очень
сложно, а что остается делать. Но после того опыта, который, как мне кажется, приобретают ребята, решая олимпиадные задачи - это должно быть
намного легче. В конечном счете - какая главная цель всей олимпиадной практики - поступить в университет (минский, московский, американский),
но в конце концов все устраиваются на работу, где в большинстве случаев знания алгоритмов как таковые не нужны, но навыки самостоятельного
обучения будут очень полезны.
-
Не буду скрывать, что у меня в различные периоды моего обучения были определенные проблемы с Михаилом Семеновичем. Мне хотелось, чтобы он нас
своих дипломников обучал что-ли ). Михаил Семенович всегда говорил, что его студенты знают в некоторых областях гораздо больше, чем он.
-
Возможно Михаил Семенович возлагает на себя больше некие воспитательные функции. Является своего рода мотиватором, "кнутом и пряником",
который заставляет каждую неделю что-то делать, писать отчеты о проделанной работе, делать полезную работу, шаг за шагом, иногда через "не
хочу".
-
Как я понимаю, многие утверждают, что занятия в школе, работа Михаила Семеновича не приносит ощутимых результатов для школьников. А интересно, вот если бы они решали олимпиады из дома, занимались сами дома, и/или своей школе, результаты были теже/хуже/лучше?
В любом случае талант - это 90% труда, все великие люди, становились великими не мгновенно, этому предшествовал большой, непостижимый для других труд, который никто не замечает. А вот, чтобы не бросить все, чтобы двигаться вперед, порой и нужен тренер, и возможно, Михаил Семенович и есть этот тренер.
Алексей Данченко

Темы: 0
Сообщений: 40

Мой профиль


Александр Козлов:

В конечном счете - какая главная цель всей олимпиадной практики - поступить в университет (минский, московский, американский) 


Я только хочу заметить, что это не так. По крайней мере, не для всех. Да и "олимпиадная практика" в школе - это только вершина айсберга для некоторых.
Александр Воробьёв

Темы: 1
Сообщений: 11

Мой профиль
Всё не читал, но что-то много нехороших текстов)

Хочу поблагодарить Михаила Семеновича.

Он ( +преподаватели ГГОЛ :-) ) дает сильную базу ВСЕМ, кто этого захочет. Конечно всей правды не знаю, но смею предположить, что Гена тоже с чего-то начинал (до первой медали на ИОИ :-) ) и могу предположить как раз решая DL, слушая разборы других участников (например Вовы Миняйлова). Именно в СШ 27 встречались (думаю и встречаются) все школьники, которые просто живут олимпиадами и мечтой получить медаль на республике или даже на ИОИ. То, каких ты добьешся результатов в будущем, наверное еще зависит от окружающей среды. Если вокруг тебя одни олимпиадники, с такими же целями как и у тебя, то тут и появляется движение вперед. У Михаила Семеновича создать такое окружение и организовать совместную работу участников олимпиад очень хорошо получается.
Владимир Короткевич

Темы: 1
Сообщений: 40

Мой профиль


Александр Воробьёв:

смею предположить, что Гена тоже с чего-то начинал (до первой медали на ИОИ :-) ) и могу предположить как раз решая DL, слушая разборы других участников 


Начну с того, что я никогда не отрицал заслуг Михаила Семеновича в становлении Гены на первых этапах его развития. Тот же курс "Информатическая математика" (кстати, рекомендую всем раноначинаюшим) Гена прорешал вдоль и поперек. Очень много ему дало общение с ребятами в 27-й школе (тут можно назвать много славных фамилий, к сожалению, уже из прошлых поколений школьников).

Однако, "Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними".

С моей точки зрения, последние годы Михаил Семенович просто перестал тренировать школьников и студентов. Он теперь двигает вперед педагогическую науку. И цель, как я понимаю, разработать методику обучения программированию, которая не предполагает участия преподавателя в процессе обучения. Преподавателем должна стать DL.

В пользу этого мнения говорит многое.
И то, что Михаил Семенович не только сам ничего не объясняет, но и на вопросы школьников не отвечает. Дело не в отсутствии времени или в стремлении привить самостоятельность: это просто противоречит научной концепции. Все ответы должны быть найдены на DL. Дошло до того, что Михаил Семенович прямо запрещает ассистентам что-то объяснять студентам во время лабораторных занятий (они это тайком (!) иногда делают).
Зазубривание кусков программ и воспроизведение их на DL является одним из основных методов обучения: это концепции не противоречит, ведь преподаватель ничего не объяснял.
Школьников постоянно гоняют по кругу: не решил одну из задач в очередном комплексе задач, начинай сначала. По задумке авторов, если ты решил предыдущие комплексы заданий, должен решить и этот. Не смог - плохо работал с DL.
Посмотрите на отчеты преподавателей в ветке этого форума "Обучение программированию с начала". В основном, там обсуждается как поддерживать дисциплину, какие задачи следует еще добавить, как их переставить, что еще повесить на кнопку "не знаю". Какая-то работа преподавателя по объяснению материала не предполагается.
В этом педагогическом процессе никто не учит конкретных Петю и Машу (не надейтесь, родители), здесь отрабатывается методика обучения на случайных выборках испытуемых (именно случайных, Михаил Семенович неоднократно с гордостью заявлял - мы учим всех!).

Возможно, эта работа и приведет к прорыву в педагогике, но к олимпиадному программированию, к обучению конкретных детей она не имеет отношения. Пока еще по инерции на DL выкладываются контесты, хотя и это делается все реже: Михаил Семенович стал предлагать по воскресеньям решать контесты на других сайтах (невиданное дело, раньше правильными сайтами считались только DL и USACO, все остальное от лукавого).

Ну, а поскольку времени на тренерскую работу у Михаила Семеновича не хватает, то и результаты, точнее их падение, налицо.

Михаил Долинский (Online)

Темы: 2011
Сообщений: 48270

Мой профиль
Почти все, что написано выше Владимиром Аполлоновичем о моей методике обучения и моих устремлениях, не имеет ничего общего с действительностью. В школе он бывал пару раз очень давно, в университете вообще не был ни разу ни на лекциях, ни на практике.

Не понимаю, откуда берется смелость в таких условиях (при полном отсутствии реальной информации) делать какие-либо выводы. Ну и думаю, все понимают, какого качества выводы можно получить в этом случае.

Но я обещал, сначала ответить глобально,а уж потом локально.

Глобальный ответ требует и глобального времени на его подготовку.
Тем более, как видите "ошибаться нельзя - заклюют".

Чтобы люди, читающие форум не подумали, что я кокетничаю или боюсь, выложу свое расписание в университете

Пн
12.05 2-1п М-5
14.15 2-1п М-3
16.00 3-18 М-3
17.45 3-18 ПО-1

Вт
08.00 1-1 ПО-11/ПО-12
09.55 1-1 ПМ-42/ПМ-41
12.05 1-1 ПМ-11 ВП
14.15 1-1 ПМ-11/ПМ-12
16.00 3-18 ПМ-1
17.45 1-1 ПО-12/ПО-11
19.20 1-1 ПМ-12 ВП

Чт
08.00 2-1п М-5 (лекция) последнее занятие - 16 декабря
09.55 2-1п М-5
12.05 2-1п ПО-31
14.15 3-18 ПМ-4
16.00 3-18 ПО-31

Пт
12.05 1-1 ПМ-11
14.15 1-1 ПМ-12
16.00 1-1 ПО-12
17.45 1-1 ПО-11
19.20 1-1 ПО-1/

Сб
08.00 1-1 ПМ-11
09.55 1-1 ПМ-12
12.05 1-1 ПО-11
14.15 1-1 ПО-12

Ну в среду и в воскресенье я с раннего утра и пока есть дети нахожусь школе (СШ 27).
В среду - уроки (фронтально, 5 и 4 классы) с 8.00 до 18.25 (только одна форточка на третьем уроке), я стараюсь приходить раньше самого первого ученика (пока это означает с 7.30 но имеется тенденция у детей приходить пораньше, раз знают, что я уже есть)

В воскресенье официально занятия с 9.00, но я прихожу к 8.00. А ухожу когда уйдет последний ребенок. Я никого не держу, но никого и не выгоняю.
Михаил Сваричевский

Темы: 0
Сообщений: 39

Мой профиль
Предлагаю нынешним и бывшим ученикам Михаила Семеновича высказать свое мнение о методах обучения.
Мне будет интересно, может я не права и на самом деле все хорошо. 


Я тренировался у Михаила Семёновича в ~97-2002 годах, и хоть и не отличился как товарищ Короткевич, но пара завалящих медалек с IOI было :-). Сейчас работаю в Deutsche Bank в Москве, и вот что думаю:

Подход Михаила Семёновича к занятиям - чертовски правильный. Во многом, именно его занятия сделали из меня хорошего программиста (а так как в университете я особо и не учился, кроме него на меня собственно некому было повлиять :-) )

Естественно, не всех можно научить глубокому пониманию алгоритмов. Например моя сестра Ирина - тоже ходила на тренировки, но дальше городской олимпиады не пошла. Это не значит что люди есть глупые и умные. Просто у всех разная предрасположенность к разным занятиям, и она сейчас дизайнер/верстальщик, и мне например с ней не сравниться в этом :-)

Поэтому, если у кого-то совсем не получается учиться программировать - в этом нет ничего страшного, и это не значит что Михаил Семёнович такой плохой. Так просто бывает. Бывает что кто-то не способен к самостоятельному обсучению - да, такого человека можно научить всему, но всегда нужен учитель (как в Китае) - такой человек также далеко не пойдет, если не сможет начать разбираться самостоятельно.

Единственный правильный подход - максимально широкий охват учеников, чтобы найти всех, кто может добиться хороших результатов в программировании. Сделать это лично - просто не возможно одному человеку, а вот автоматическая система с этим отлично справляется.

Ну а воскресные тренировки учат не только и не столько конкретным алгоритмам решения конкретных задач, сколько не опускать руки когда ничего не получается (это главное пожалуй), не задаваться когда получается. Это важно не только для олимпиад, но и для профессионального развития. Не нужно забывать, что олимпиады - это лишь промежуточный этап, а настоящее программирование - после них.

Дисквалификации - не вижу тут проблемы, проверяющий софт пишут люди, и они не идеальны. И меня дисквалифицировали, за "креативные" решения задач, и выгоняли с воскресных занятий даже как-то раз :-) Так что, нет тут ничего страшного.

Насчет волнующихся бабушек о "потерянном детстве" - тут уж каждый родитель выбирает сам. Достичь выдяющихся результатов, и остаться таким-же как и остальные дети - не выйдет. Ну а если вы считаете, что ребенок слишком много учиться - выбивайте свободное посещение в школе (конечно если вы уверены, что и без школы он поступит в университет).
Olga Medvedeva

Темы: 0
Сообщений: 2

Мой профиль
Ольга Медведева, окончила ГГУ в 2003
Внимательно прочитала все сообщения, напишу о том, что меня затронуло.

В течении нескольких месяцев присутствовала на воскресных занятиях школьников. Приходила в 27 школу, конечно, не за детьми следить, но все же. Дисциплина--это не то, чего можно требовать от маленьких детей, но она необходима. Цитировать не буду, кто-то написал, что проблемма сьесть яблоко и выйти. Такого не наблюдала!
Оставляя детей с Михаилом Семеновичем Вы планируете забрать их целых и здоровых. А как ещё отследить, где находится ребенок, если он будет без спроса куда-то уходить???

По поводу "системы". Во время моего обучения общения с преподавателем хватало.

На мой взгляд обучение У Михаила Семеновича это платформа, возможность, некоторая вероятность, что все получится. Да, дети более эмоциональные, и любую неудачу воспринимают остро. Я в школе плакала из-за четверок по некоторым предметам. Была уверена, что знаю предмет, а мне ставили не заслуженные оценки. К старшим классам прошло.
Olga Medvedeva

Темы: 0
Сообщений: 2

Мой профиль
По поводу дисквалифицированного участника. Снова не цитирую, а по памяти. Детей учат разрабатывать стратегию решения олимпиадных задач. На мой взгляд вот такой подход--это хитрость. Но если хитришь, будь готов к неожиданностям от других Итого стратегия-хитрость-обман. Действие одно и то же, точки зрения разные.

И ещё один акцент, о котором пишут все бывшие выпускники. Не будет никакого толка без огромной самостоятельной работы. Дать толчок, потенциал--задача преподавателя. Отследить настроения каждого--не реально! Хотя, даже в этом плане некоторый мониторинг я заметила: дети, перед уходом домой отмечают свое настроение цветным маркером. Удачное завершение занятия и повод для обсуждения с преподавателем, что я часто и видела.
Людмила Короткевич

Темы: 0
Сообщений: 36

Мой профиль


Михаил Долинский:

Почти все, что написано выше Владимиром Аполлоновичем о моей методике обучения и моих устремлениях, не имеет ничего общего с действительностью. В школе он бывал пару раз очень давно, в университете вообще не был ни разу ни на лекциях, ни на практике.  

На Ваших занятиях была я. В университете просто сидеть на них мне наскучило достаточно быстро, теперь за Вами занятия я не веду. По поводу расписания - трудно преподавать (общаясь со студентами, в первую очередь), имея такое расписание. А уж гордиться им вряд ли стоит.
Михаил Долинский (Online)

Темы: 2011
Сообщений: 48270

Мой профиль
Тоже была ОЧЕНЬ ДАВНО (и то только на занятиях в университете).
Все течет, все изменяется...
 
Индекс форума ->Олимпиадное программирование ->Методика подготовки к IOI 2007 - ... 1, 2, 3, ... 8, 9, 10, 11, 12, ... 14, 15, 16
Time:0,074