В настоящее время существует достаточно много электронных учебных курсов по самым разным дисциплинам, как в виде проектов дистанционного обучения, так и в виде электронных учебников на CD. В рассматриваемых ниже примерах речь пойдёт об учебниках математики.
При сравнении содержательных сторон курсов учитывались:"Готовимся к единому государственному экзамену. Математика".
Параметр | Описание |
Автор: | Высоцкий И.Р. и др. |
Издатель: | "Просвещение-Медиа" (www.pmedia.ru) |
Год выпуска: | 2005 |
Предназначение: | для старшеклассников и абитуриентов. |
Структура курса. | Курс содержит справочник по теории и задачи. Справочник может использоваться как непосредственно (автономно), так и при решении задач. Задачи сгруппированы по темам и уровням сложности (внутри тем). Отдельно выделен раздел контрольных упражнений (содержит два подраздела: "Тематические контрольные работы" и "Варианты к ЕГЭ"). |
Содержание курса. | Теоретическая часть курса содержит справочные сведения "в объёме, необходимом для
подготовки к ЕГЭ". Она включает определения, аксиомы, формулировки теорем (без доказательств), примеры решения задач.
Справочник охватывает всю школьную программу, включая малоизвестные теоремы, однако, ни один факт не доказывается. Задачи, содержащиеся в курсе, относятся к следующим темам:
|
Особенности представления теоретического материала. | Теоретическая часть курса состоит из гипертекстового справочника и системы подсказок к упражнениям. Справочник может запускаться автономно. |
Количество задач: | свыше 1300 |
Рисунок 1 |
||
Рисунок 2 | ||
В сопровождающей документации упоминаются также "задачи с выбором элемента на чертеже", однако, работа с чертежом в них осуществляется посредством установки флажков ввода в другой части окна (рисунок 3) | Рисунок 3 |
Обычный - режим решения задач всех разделов, кроме последнего (контрольные упражнения). Задачи могут решаться в интерактивном "пошаговом режиме": на каждом этапе учащийся может вызвать подсказку и увидеть какой-либо этап решения (рисунок 4). В случае ошибки программа не только констатирует факт её наличия, но и указывает характер ошибки, давая ссылку на соответствующий раздел справочника. | Рисунок 4 |
Контрольный - учащийся выполняет экзаменационные задания ЕГЭ или тематическую контрольную работу на время с последующим выставлением оценок.
Формулы вводят посимвольно, при этом, неверно введенную формулу можно исправить, не вводя заново целиком. Возможны два способа ввода формул:Рисунок 5 |
"Математика, часть 1" (серия "1С Репетитор")
Параметр | Описание |
Автор: | Дубровский В.Н. и др. |
Издатель: | "1С" (repetitor.1c.ru) |
Год выпуска: | 2003 |
Предназначение: | для старшеклассников и абитуриентов. |
Структура курса. | Курс разбит на разделы, а разделы - на уроки. Уроки могут быть теоретическими или содержать задачи ("Домашнее задание", "Контрольная работа", "Самостоятельная работа"). Уроки вида "самостоятельная работа" дают возможность выбора упражнений из базы задач. Все уроки имеют два-три (обычно, три) уровня сложности, что может отражаться как на количестве, так и на качестве заданий. За каждый урок (в т.ч. теоретический) выставляется оценка по пятибалльной системе. Оценки фиксируются в "дневнике" учащегося. Кроме уроков, курс содержит автономные тренажёр устного счёта, калькулятор (с возможностью формульного ввода) и программу построения графиков элементарных функций. |
Содержание курса. | В курс вошли следующие темы:
Теоретическая часть курса поясняет решение задач, т.е. содержит определения и формулировки основных теорем. Ряд фактов доказывается. |
Особенности представления теоретического материала. | Теоретические уроки представляют собой комбинацию
текстового фрагмента и интерактивной мультимедийной Flash-демонстрации (рисунок 6)
Структурными компонентами текстовой части уроков являются: Демонстрации представляют собой изображение на "доске" формул, графиков и выражений, сопровождающееся чтением вслух текста лектора. Курс содержит гипертекстовый словарь-справочник, который можно открыть автономно. В нём размещена вся теоретическая информация уроков в той же форме, в какой она изложена на уроках ("текст лектора", "конспект"). |
Количество задач: | более 1100 |
Рисунок 7 |
||
Рисунок 8 | ||
Рисунок 9 |
Формулы вводят посимвольно. Для редактирования и перемещения по строке используются клавиши Backspace, Delete, стрелки и курсор мыши.
Некоторые операции (сложение, вычитание, умножение) можно вводить только с клавиатуры, а некоторые (знаки сравнения) - только из меню. Для ряда стандартных функций (деление, возведение в степень, тригонометрические функции), а также греческих букв набор дублирован. Вызов меню редактора формул осуществляется нажатием правой кнопки мыши.
"Курс математики 2000 для абитуриентов и школьников (базовый)"
Параметр | Описание |
Автор: | Л.Я. Боревский |
Издатель: | ООО "Медиахауз" (www.mediahouse.ru) |
Год выпуска: | 2000 |
Предназначение: | для старшеклассников и абитуриентов. |
Структура курса. | Курс разбит на тринадцать автономных уроков, содержит обширный теоретический материал и сравнительно небольшое число задач. Справочник по теории может использоваться как непосредственно, так и при решении задач. |
Содержание курса. | Темы уроков:
Теория изложена достаточно подробно, имеется большое количество примеров, теоремы доказываются. Названия разделов справочника совпадают с названиями уроков. |
Особенности представления теоретического материала. | Курс содержит гипертекстовый учебник по алгебре. При работе с уроком, а также, в ходе решения задач появляются ссылки на статьи, соответствующие решению конкретной задачи или конкретной стадии решения. |
Количество задач: | около сорока (каждый урок содержит 2-3 задачи) |
Рисунок 10 |
||
Рисунок 11 |
Параметр | Описание |
Издатель: | ИнисСофт (www.inissoft.by) |
Год выпуска: | 1998 |
Предназначение: | для учеников 1 - 4 классов. |
Структура курса. | Курс содержит теоретический материал и задачи. Задачи распределены по разделам. Справочник по теории может использоваться как непосредственно, так и при решении задач. |
Содержание курса. | По содержанию выделяются следующие группы задач:
|
Особенности представления теоретического материала. | Справочную информацию составляют: гипертекстовый учебник-справочник, краткие текстовые подсказки, алгоритмы выполнения заданий, опорные графические схемы, пояснительная анимация |
Количество задач: | свыше 7000 |
Название курса | Год выпуска | Разработчик | Автор | Оценка |
Готовимся к ЕГЭ | 2005 | Просвещение-Медиа | И.Р. Высоцкий и др. | 55 |
Математика (часть I) | 2003 | 1С | В.Н.Дубровский и др. | 40 |
Курс математики 2000 | 2000 | МедиаХауз | Л.Я. Боревский | 37 |
Математика.Начальная школа | 1998 | ИнисСофт | 33 | |
Математика. 4 класс | 2005 | СНИЛ "Новые информационные технологии" | Бусел С.К. | 38 |
Таблица 1.2 Расшифровка показателя "Оценка".
Название курса | Сумма | Оформление курса | Функциональные возможности | Тематика | Теория | Задачи |
Готовимся к ЕГЭ | 55 | 7 | 4 | 32 | 3 | 9 |
Математика (часть I) | 40 | 12 | 2 | 12 | 5 | 9 |
Курс математики 2000 | 37 | 7 | 1 | 18 | 5 | 6 |
Математика.Начальная школа | 33 | 5 | 5 | 12 | 4 | 7 |
Математика. 4 класс | 38 | 9 | 6 | 16 | 2 | 5 |
Таблица 1.3 Сравнительный анализ оформления курсов
Показатель | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | Курс математики 2000 | Математика. Начальная школа | Математика. 4 класс | |
Структурные компоненты | Теоретический материал | + | + | + | + | + |
Задачи | + | + | + | + | + | |
Дополнительные средства | Программа построения графиков | + | + | |||
Тренажёр устного счёта | + | + | ||||
Формульный калькулятор | + | |||||
Форма задач | С выбором ответа | + | + | + | + | + |
С вводом ответа | + | + | + | + | + | |
На построение фигур | + | |||||
На измерение фигур | + | |||||
Редактор ввода формул | + | + | + | |||
Использование мультимедиа | Анимация в изложении теории | + | ||||
Анимация в решении задач | + | |||||
Интерактивные чертежи | + | |||||
Озвучивание текста | + | |||||
Соответствие названий разделов возрасту учащихся | + | + | + | + | ||
Всего | 7 | 12 | 7 | 5 | 8 |
Показатель | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | Курс математики 2000 | Математика. Начальная школа | Математика. 4 класс | |
Сетевые технологии | Работа по локальной сети | + | + | |||
Работа через Internet | + | |||||
Учёт результатов | Возможность авторизации пользователя | + | + | + | + | + |
Защита паролем | + | + | + | |||
Индивидуальный учёт результатов | + | + | + | + | ||
Общая таблица результатов (по всем пользователям) | + | + | + | Открытость (возможность добавления задач) | + | |
Всего | 4 | 2 | 1 | 5 | 6 |
Таблица 1.5 Расшифровка параметра "Тематика"
Название курса | Всего | Курс начальной школы | Алгебра | Геометрия | Математический анализ |
Готовимся к ЕГЭ | 32 | - | 18 | 7 | 7 |
Математика (часть I) | 12 | - | 7 | 3 | 2 |
Курс математики 2000 | 18 | - | 18 | 0 | 0 |
Математика.Начальная школа | 12 | 12 | - | - | - |
Математика. 4 класс | 16 | 16 | - | - | - |
Таблица 1.6 Сравнительный анализ тематики курса начальной школы
Тема | Математика. Начальная школа | Математика. 4 класс | |
Арифметические действия над натуральными числами | Простейшие примеры | + | |
Числовые выражения | + | + | |
Уравнения | + | ||
Делимость натуральных чисел | Деление с остатком. Понятие делимости | + | |
Признаки делимости | + | ||
Разложение числа на простые множители. НОД, НОК. | + | ||
Текстовые задачи | + | + | |
Нестандартные задачи | Восстановление примеров | + | + |
Логические задачи | + | ||
Упражнения с числами | + | ||
Задачи на сообразительность | + | + | |
Задачи с блоксхемами | + | + | |
Обыкновенные дроби | Понятие обыкновенной дроби | + | + |
Сравнение дробей | + | ||
Действия над обыкновенными дробями | + | ||
Основы геометрии | Задачи на распознавание фигур | + | |
Задачи на дополнение сложных фигур | + | ||
Задачи на вычисление площадей ступенчатых фигур | + | ||
Задачи на измерение отрезков и углов | + | ||
Задачи на построение отрезков, углов, треугольников | + | ||
Координаты | Координатный луч | + | |
Координаты на плоскости | + | ||
Всего | 12 | 16 |
Таблица 1.7 Сравнительный анализ тематики алгебры
Тема | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | Курс математики 2000 | |
Числовые множества | + | |||
Функции | Понятие функции. График, его свойства. | + | + | |
Квадратичная | + | + | ||
Показательная | + | + | ||
Логарифмическая | + | + | ||
Иррациональные | + | |||
Тригонометрические | + | + | ||
Уравнения и неравенства | С модулем | + | + | |
Рациональные | + | + | + | |
Иррациональные | + | + | + | |
Показательные | + | + | + | |
Логарифмические | + | + | + | |
С параметром | + | |||
Тригонометрические | + | |||
Прогрессии | Арифметическая | + | + | |
Геометрическая | + | |||
Системы уравнений и неравенств | Линейные | + | + | |
Рациональные | + | + | ||
Иррациональные | + | |||
Показательные и логарифмические | + | + | ||
С модулем | + | |||
Тождества | Показательные и логарифмические | + | ||
Тригонометрические | + | |||
Текстовые задачи | + | + | ||
Всего | 18 | 7 | 18 |
Таблица 1.8 Сравнительный анализ тематики геометрии
Тема | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | |
Планиметрия | Аффинные задачи на плоскости | + | |
Треугольник | + | + | |
Четырехугольник | + | ||
Окружность и круг | + | + | |
Векторы | + | ||
Стереометрия | Многогранник | + | |
Тело вращения | + | ||
Комбинации нескольких тел | + | ||
Всего | 7 | 3 |
Таблица 1.9 Сравнительный анализ тематики математического анализа
Тема | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | |
Производная | Вычисление производной | + | + |
Физический смысл производной | + | ||
Геометрический смысл производной | + | + | |
Исследование функции с помощью производной | + | ||
Текстовые задачи | + | ||
Первообразная и интеграл | Вычисление | + | |
Геометрический смысл | + | ||
Всего | 7 | 2 |
Таблица 1.10 Сравнительный анализ особенностей изложения теории
Показатель | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | Курс математики 2000 | Математика. Начальная школа | Математика. 4 класс | |
Форма изложения | Уроки-объяснения | + | + | |||
Справочник | + | + | + | |||
Словарь | + | + | + | |||
Доказательства теорем | + | + | ||||
Возможность непосредственной отсылки на нужный раздел теории из задачи. | + | + | ||||
Возможность запрета доступа к теории | + | |||||
Использование примеров | Текстовые примеры решения задач | + | + | + | + | + |
Интерактивные упражнения | + | |||||
Всего | 3 | 5 | 5 | 4 | 2 |
Показатель | Готовимся к ЕГЭ | Математика (часть I) | Курс математики 2000 | Математика. Начальная школа | Математика. 4 класс | |
Тренировочный режим | Интерактивность | + | + | |||
Демонстрация правильного ответа по требованию | + | + | + | + | ||
Наличие простейших задач (на непосредственное использование правила) | + | + | ||||
Учёт результатов | + | + | + | |||
Контрольный режим | Возможность повторного решения задачи | + | + | + | ||
Возможность запрета повторного решения задачи | + | + | + | |||
Тематические контрольные работы | + | + | + | |||
Учёт времени | + | + | + | |||
Проверка знания теории при решении задач | + | |||||
Теоретические вопросы | + | + | ||||
Задачи разного уровня сложности | + | + | + | |||
Разграничение тренировочных и контрольных задач | + | + | ||||
Количество задач | 1300(+) | 1137(+) | 39() | >7000(+) | 910(+) | |
Всего | 9 | 9 | 6 | 7 | 5 |
При разработке курса необходимо учитывать специфику его содержания на разных этапах школьного обучения.
В младших классах средней школы в большинстве задач ответы просты по форме (то есть, могут быть записаны одной текстовой строкой без использования каких-либо специальных символов), следовательно, нет необходимости специально разрабатывать редакторы ввода формул - при необходимости в отдельных упражнениях создаётся шаблон ввода. В старших классах ответы большинства задач - достаточно сложные по форме выражения, содержащие радикал, черту дроби или степень числа, поэтому, наличие редактора ввода формул становится неотъемлемой чертой электронных учебников.
С другой стороны, в младших классах большое внимание уделяют измерению и построению разнообразных геометрических фигур, которые в старших классах отходят на второй план (сохраняясь в задачах на построение графиков функций или сложных задачах по геометрии), что вызывает потребность в программной имитации измерения/построения геометрических фигур в первом случае и отсутствие таковой во втором.
Необходимо заметить, что отличительной чертой курсов для старшеклассни-ков является "целевое разграничение": основное внимание уделяется либо "фундаментальному" изучению теории, либо "натаскиванию" в решении задач, либо подтягиванию учащихся до нужного уровня. Как правило, в том или ином учебнике развито лишь одно из направлений (чаще - второе или третье, поэтому, остаётся открытой проблема развития первого направления).
К содержанию | Структура и содержание курса "Математика. 4 класс" |