[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Автор Сообщение
Ольга Копиченко

Темы: 10
Сообщений: 1072

Мой профиль
Как это было (с точки зрения Долинского М.С.):

31 октября, в последний учебный день первой четверти, мы решили провести информатический КВН между учениками 1-х классов, которых мы учим уже два месяца.
Главные цели:
- подарить детям праздник
- стимулировать активные занятия учеников в следующей четверти
- начать формирование "спортивных навыков" (бороться за победу, не унывать при поражениях, уважать соперников).
Соревнование проводилось в актовом зале следущим образом:

1. Конкурсы "кто быстрее составит слова".

Слова собирались в порядке изучения от program до end.
Длинные слова собирались командами по отдельности, соперники в это время считали секунды.
Короткие слова (var, end, begin) собирали все 3 команды одновременно. В каждом из таких конкурсов из класса вызывались столько учеников, сколько букв в слове.
Ведущие (Маша и Оля) пытались организовать вызов детей на конкурсы таким образом, чтобы:
- учитывать пожелания детей
- задействовать каждого ребенка
- "разбудить спящих"
Из 1A класса было только 6 человек (многие уехали на отдых, некоторые не пришли в школу в этот день), поэтому в словах из 7 букв за команду 1А очень красиво выступала Оля: она брала себе букву, поднимала ее над головой и стояла на одном месте. Также точно действовали еще несколько учеников, например Маша Дробышевская из 1-го В, она правда еще и ПЕРВОЙ становилась, не обращая внимания на букву, которая ей досталась :-).
В целом ребята успешно справлялись с заданиями, однако с последними словами (readln, writeln) было намного сложнее, поскольку в команды попадали дети, которые этих слов не знали.

2. Конкурсы "Назови программу"

В этом конкурсе "по определению" могли участвовать только те ребята, которые вышли из раздела "Учим слова" и начали работу в разделе "Введение в программирование".

Перед началом конкурса всех таких ребят вызвали и НАГРАДИЛИ маечками цвета тетрадей класса (1А - красные, 1Б -синие, 1В - зеленые).

Всем командам ОДНОВРЕМЕННО предъявлялся плакат с программой, дети должны были рассказать, что она делает. Практически все команды очень легко справлялись с этим заданием.

3. Конкурсы "Найди программу"

На сцене были разложены плакаты с текстами программ, каждой команде по отдельности объявлялось, какую программу нужно найти (то есть рассказывалось, что она делает- например вводит и выводит два символа). Опять же практически все команды легко справлялись с этим заданием.

4. Конкурсы "Назови перевод слова"

Залу предъявлялся плакат с программой, ведущая (Маша) указывала на слово, дети должны были поднять руку и по сигналу назвать перевод этого слова на русский язык.
Это задание тоже не вызывало затруднений. Более того, очень многие дети, желая отличиться, поднимали руки еще ДО ТОГО, как Маша указывала на слово, которое нужно перевести на русский язык. Поскольку по условиям конкурса спрашивать перевод предполагалось у того, кто ПЕРВЫМ поднимет руку, Маша проявила НАХОДЧИВОСТЬ, объявив о НАКАЗАНИИ (-1 балл) за поднятые до вопроса руки - и даже несколько раз объявляла о "приведении приговора в исполнение" - то есть снимала баллы с команд. Правда, я не убежден, что наш главный судья - Влад - об этом слышал и/или принимал во внимание.

Фактически из конкурсов это все, что мы приготовили и оговорили заранее.
Однако мы сказали воспитателям придти за детьми в 12.45, а наш конкурсы закончились намного раньше. Поэтому "на ходу" были придуманы

5. Конкурсы "Найди букву"

То есть одна команда собирала слово, а потом прятала букву. А другая команда должна была из своего такого же слова принести недостающую букву.
Надо сказать, и это задание не вызвало никаких проблем у детей.

А еще все конкурсы перемежались "физкультпаузами". Сначала это происходило потому, что наш судья Влад "долго считал" результаты, а потом - потому что это нравилось детям, и потому что у нас появилась проблема "потянуть время" до 12.45.

В конце (12.20-12.30)часть детей стала проситься в туалет (может устали, а может в самом деле им каждые два часа туда нужно) - понятно, что их отпускали, однако у меня это вызвало беспокойство (чтобы не потерять детей - первоклашки все-таки) и я попросил пересчитать :-).

Наконец, мы перешли к финальной части - церемонии награждения:
Вначале наградили дипломами (которые забыли взять сразу и за которыми мне пришлось бегать на первый этаж с третьего) всех, кто перешел курс "Введение в программирование".
Потом наградили шоколадками всех, кто СДАЛ первую рабочую тетрадку (выполнив все задания в ней). И, наконец, после объявления окончательных результатов - дипломы за места классам:
3-е место - 1"В"
2-е место - 1"А"
1-е место = 1"Б" (если я не перепутал, конечно, сейчас).

Потом был выбор тортов победителями.
А через десять минут в столовой Оля и Маша раздали ВСЕМ участникам по довольно большому куску торта.

Мне кажется, заявленные главные цели:
- подарить детям праздник
- стимулировать активные занятия учеников в следующей четверти
- начать формирование "спортивных навыков" (бороться за победу, не унывать при поражениях, уважать соперников).

были достигнуты.

Хотя многие из нас заметили и негативные моменты, которые Оля и зафиксировала в нижеприведенном списке по результатам совместного обсуждения (Оля-Маша-Влад)нашего мероприятия.

Недостатки и предложения:

1. Не было согласованности между организаторами.
2. Каждый конкурс нужно было бы более точно (мягче) оценивать.
3. Детей полезнее было бы вызывать по фамилии.
4. Активные физкультминутки м/д конкурсами с раздачей баллов. Например: пока музыка все двигаются/кричат, как только музыка закончилась – сели на места. +1 балл той команде, все участники быстрее всех уселись/замолчали.
5. Первое задание: каждая команда выкладывает на полу все слова.
6. Нельзя было объявлять о призах в начале.
7. Длительность мероприятия не более часа. Например, если первоклашки кушают в 13.00, то начинаем в 11.50.
8. Начинать акцентировано каждое задание (по свистку например).
9. Конкурсы только для программистов – это плохо (нужно хотя бы чередовать).
10. Для программ добавить примеры ввода-вывода.
11. Хорошо бы иметь буквы с двух сторон карточки.
12. В дипломах напечатали ученик, а не ученица для девочек.
13. Не наносим ли вред, выделяя явно программистов из массы. Были прецеденты.

Думаю, будет очень здорово, если каждый (Оля, Влад, Маша) напишет в ответ на это сообщение что-то интересное или важное, не попавшее в текст.
Мария Кугейко

Темы: 16
Сообщений: 1399

Мой профиль
На мой взгляд, мы забыли про задание для тех, кто еще учит слова...
Когда программисты участвуют в конкурсе, то необходимо занять детей, которые не задействованы. Для них задание: собрать программу из символов, по образцу, на полу.
Потом можно, чтобы программисты угадали, что программа делает и подобрать к ней "Пример ввода" и "Пример вывода".
А еще можно, чтобы программа, которую будут собирать не программисты, была с ошибками или с опечатками слов (то есть в образце программы все это учтено). Перед программистами лежат необходимые карточки, а можно и пару лишних, они должны исправить программу, подобрать "Пример ввода" и "Пример вывода", конечно же, назвать, что делает программа.

Можно попробовать следующее задание для всех:
Выстроиться в форме первой буквы или слова.
Например (у - ученик(ца)):
         6у  5у
      7у       4у
      8у       3у
      9у 1у  2у
     10у
     11у
     12у

Либо вместо учеников использовать тетради (учебники) или на картонки. Это задание можно выполнять на физкультминутке (по желанию) или как отдельное задание на КВНе.

Для программистов:
Есть программа. Необходимо сказать, что делает программа; подобрать "Пример ввода"; написать (подобрать) "Пример вывода".
Можно это задание разбавить не программистами (НП). Когда мы говорим, что какое-то задание выполнено правильно, то НП подходят (подбегают) к листику, который заранее был повешен, и ставят "+" (почти физкультминутка).

Можно еще для НП: перед, тем как мы показываем программу программистам, мы ее даем (или листик с написанной программой) НП. Они обводят (подчеркивают) слова, которые им знакомы. Потом, то, что сделают НП, даем программистам, а они уже выполняют необходимые задания.
А можно попросить детей, чтобы они некоторые слова выделяли разными цветами по образцу (маленькая помощь программистам, а сами, может, поймут, за чем мы учим эти слова):
 program ...
var
  ... longint ...
begin
  readln ...
  writeln ...
end ...

Только, я не знаю, как они будут выделять незнакомые слова: char, string. Но, правда, можно будет указать в образце: string, char. Здесь можно нафантазировать с цветом и для названий переменных, специальных символов и т.д.. Главное, что бы мы нашли маркеры (ручки) с необходимыми цветами.

Но до следующего КВНа надо дожить, и посмотреть какие дети придут.
Мария Кугейко

Темы: 16
Сообщений: 1399

Мой профиль
А еще мне, кажется, надо описать, как вызывать детей на задание "Живые слова".
Обусловимся, что дети все садятся на вторые ряды, кроме тех, кто должен идти следующим собирать слова. Они должны сидеть на первом ряду (ряд из 7 мест).

Либо можно, в сторонке поставить ряд из 7 мест * количество классов. На этом ряду будут сидеть, те, кто должны пойти собирать слова.


На самом деле, мы КВН проводили, чтобы дети не только получили положительные эмоции, но и познакомились. Чтобы дети знали, как кого зовут из соседних классов, можно перед входом каждому повесить эмблему с именем. Еще можно эмблему связать с классом, то есть по цвету тетрадей или разным рисунком (для каждого класса свой рисунок). Можно где-то на эмблеме написать в каком они классе (можно попробовать буквочку класса написать красиво, даже в виде картинки).
Мария Кугейко

Темы: 16
Сообщений: 1399

Мой профиль
А чтобы дети не обижались на программистов можно попросить, чтобы дети выделили из класса столько-то человек (сколько в классе программистов) на участие конкурса, желательно, тех, кто перешел к написанию программ. Только потому, что они смогут заработать для команды больше очков.
Мария Кугейко

Темы: 16
Сообщений: 1399

Мой профиль
Наше мероприятие снимал Олег Хазеев на камеру. И он сказал: "Не было согласованности между организаторами". Даже со стороны он это увидел.
Мне, кажется, не было согласованности между нами только потому, что у каждого из нас разный опыт и другие подходы к обучению... Так получилось, что мы все детально не обговаривали все вместе. Когда мы обсуждали КВН в первый раз, не было Владислава Викторовича, во второй раз - Михаила Семеновича. А если бы мы собрались все вместе и каждый конкурс попробовали провести между собой (желательно в актовом зале, там, где проходил КВН), то мы бы заметили все неточности и добавили еще что-нибудь.
Михаил Долинский

Темы: 1984
Сообщений: 47256

Мой профиль
Сегодня на паре у 5-курсников возникло еще несколько предложений по возможным на КВН-е конкурсам.

Общая идея - использовать ИЗВЕСТНЫЕ (телевизионные?) по форме игры, наполнив их нашим содержанием.

Например:
1. "Поле чудес"
- буквы (нашего слова - program, например) стоят белой стороной к нам
- игрок говорит ОТКРЫТЬ какую-то букву - если он может назвать слово - он выиграл , нет - ход переходит к другому игроку (из другого класса разумеется). Кто угадал букву - приносит ОЧКО команде. Кто угадал слово - три очка(?)

2. Аналогично можно делать с ПРОГРАММАМИ
(открываем СТРОКАМИ или буквами в строке)

3. "Кто хочет стать миллионером"
- мы готовим список вопросов по возрастанию сложности
- дети отвечают (по одному?, команда из 3 человек? весь класс?)

4. "Память"
- есть поле (?: 7*2, 2*7, 3*5)
- там слова 2*7 (русских и английских НАШИХ слов)
Требуется ОТКРЫВАТЬ слова ПАРАМИ
- если открылись правильно (longint-число), то так и остаются открытыми, иначе - обратно переворачиваются.
Возможны варианты - баллы за открытую пару, или кто БЫСТРЕЕ по времени все откроет.

5. Крокодил
- ведущий предлагает игроку слово
- он должен ОБЪЯСНИТЬ своей команде (классу) - какое слово ему сообщил ведущий, НЕ ПРОИЗНОСЯ само слово.
- можно ЗАПРЕТИТЬ говорить СЛОВА - только изобразить, можно издавать звуки (типа "дзынь") ...
Михаил Долинский

Темы: 1984
Сообщений: 47256

Мой профиль
По поводу КОМПЬЮТЕРНЫХ конкурсов.
Чтобы не таскаться с компами в зал, можно сделать конкурс типа
"ВЫЕЗДНОЙ" или "Домашнее задание".
В общем за неделю ДО КВН-а
в КАЖДОМ КЛАССЕ в каждой подгруппе ВО ВРЕМЯ ИХ ЗАНЯТИЙ
открывается НАБОР ЗАДАНИЙ (и по словам, и по программам)
- ВСЕ ДЕЛАЮТ ЧТО МОГУТ, все что сделано - СУММИРУЕТСЯ

- в актовом зале в какой-то момент ОГЛАШАЮТСЯ эти результаты и по ним проводится ТУТ ЖЕ отдельное НАГРАЖДЕНИЕ (и лучших учеников, и лучших команд?), а также начисляются БАЛЛЫ, прибавляемые к текущим результатам.
 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала"
Time:0,064