Команда Гомельского государственного университета
им.Ф.Скорины, заняв второе место в четвертьфинале студенческого
первенства мира по программированию (16-18 октября 2001 года г.
Минск) завоевала право участвовать в полуфинале студенческого
командного первенства мира по программированию, который и проходил
в г. Санкт-Петербург с 26 по 30 ноября 2001 года. Номер Название Место К-во_решенных_задач Штрафное_время_в_минутах 1. БГУ-1 6 5 1002 2. БГУ-2 13 4 749 3. Тарту-2 16 4 897 4. БелГУТ 18 3 445 5. БГУ-3 31 2 344 6. Вильнюс 32 2 354 7. Тарту-1 55 1 153 8. БГУИР 66 1 264 9. ГГУ 76 1 401В целом выступление команды ГГУ необходимо признать неудовлетворительным. Такой провал выглядит особенно непривлекательно на фоне опубликованного суммарного рейтинга ВУЗов по результатам участия в полуфиналах и финалах за период 1998-2000, в котором Гомельский университет занимает престижное 26-ое место среди ВСЕХ вузов, принимавших участие в трех полуфиналах: 1998, 1999 и 2000. И это при том, что команда ГГУ по финансовым мотивам пропустила сезон 1999 года, хотя имела право выступать в том полуфинале двумя командами и располагала двумя очень сильными и имевшими опыт выступления в полуфиналах 1997 и 1998 года составами (включавшими таких ребят как, призер международной олимпиады 1997 года Артем Кузнецов, ныне аспиранты, а тогда студенты четвертого курса Гончаренко Игорь, Толкачев Алексей, Коршунов Игорь). К сожалению, с тех пор мы два года подряд выступаем на полуфинале новичками (более того, в основном студентами первого курса), и это безусловно одна из причин наших неудач. Большинство команд победительниц составлено из студентов старших курсов, многократно (до 4 раз) участвовавших в полуфиналах. Причиной краха нынешней команды, кроме отсутствия опыта выступления в таких соревнованиях, можно наверно назвать также и неверно выбранную стратегическую цель. Все наши прошлые команды имели цель выступить как можно лучше. И потому действовали по принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе". Перед нынешней командой (после их феерического выступления в четвертьфинале) была поставлена другая стратегическая цель - выйти в финал. Это определило их тактику работы - "нужен журавль" - в результате они, решая шесть задач одновременно, теоретически до последних 10 минут еще имели шансы сдать хотя бы четыре (к одной уже сданной) и все-таки выйти в финал. Мне кажется, что аналогичная проблема возникла и у первой команды Санкт-Петербургского университета, представители которой два года подряд становились чемпионами мира по программированию. По правилам соревнований, каждый студент имеет право выступать в финале не более двух раз, вне зависимости от того как именно выступали его команды. И потому все члены этой чудо-команды в этом году участия не принимали. Таким образом, за команду СпбГУ-1 выступали другие ребята, наверняка тоже хорошо подготовленные теоретически и практически. Однако они тоже не справились с грузом ответственности и заняли всего лишь 65-ое место, решив как и команда ГГУ только одну задачу. Надо заметить, что вторая и третья команды СПбГУ, решив только по 2 задачи заняли тоже несоответствующие рангу ВУЗа 36-ое и 35-ое места. Команда ГГУ-1 приняла участие в разборе решений задач, проведенном организаторами турнира. Разбор подтвердил теоретическую готовность наших ребят к решению подобных задач. Тем не менее, проведенный нами собственный анализ процесса решения задач нашей командой, выявил наличие слабых мест в теоретической и особенно психологической, практической и соревновательной подготовке. Намечены способы и сроки их преодоления. Предполагается возобновить работу по подготовке к соревнованиям следующего цикла уже с февраля 2002 года. Отраден и тот факт, что впервые за последние три года, никто не заявил о нежелании продолжать подготовку и участие в олимпиадах, наоборот все готовы работать еще больше, нежели мы это делали до сих пор. Несмотря на провал нынешнего года, перед командами Гомельского университета им.Ф. Скорины можно и НУЖНО ставить задачу пробиться в финал студенческого первенства мира по программированию. Однако необходимо обеспечить и некоторые условия для этого: 1) Стабильное финансирование участия команд ГГУ в четвертьфиналах и полуфиналах. В четвертьфинале 2002 года ГГУ имеет право выставить 5 команд - он и должен их выставить, если будет тренироваться 5 команд. Ситуация, когда ВУЗ не выставляет команды, которые тренируются, имея на то право, как это было в октябре текущего года - приводит к тому, что ребята просто перестают тренироваться и уходят. А это приводит к снижению конкуренции на тренировках - и соответственно к снижению результатов в соревнованиях. Аналогично и с полуфиналами - если мы получим право участвовать в полуфинале двумя командами - надо и финансировать поездку двух команд. Потому что это - СПОРТ. Показателен пример нынешнего года - когда в финал пробилась ТРЕТЬЯ команда Саратовского университета, а оставь Саратов их дома (и так две команды послали) и довольствовался бы 23 и 26 местом. Аналогичные примеры можно привести и с БГУ (Команда, БГУ-1 заняла на четвертьфинале третье место среди команд БГУ и ее могли не взять - а что бы взять, ПРОСИЛИ у организаторов полуфинала дополнительное место). Много таких примеров и в командах других ВУЗов. Даже у нас регулярно команда ГГУ-2 выступала на уровне, а иногда и лучше ГГУ-1 (в сезонах 1996-1998 годов, когда мы возили по 2 команды на полуфинал). 2) Возвращение призерам республиканских, областных и университетских олимпиад льгот по поступлению в ГГУ им.Ф.Скорины. Сейчас наши воспитанники - гомельчане - выступают практически за все ведущие ВУЗы в республике - БГУ, БГУИР, БелГУТ. 3) Систематическое поощрение студентов - активных участников олимпиадного движения. По результатам конкретно нынешнего полуфинала это делать и необязательно. Но с февраля можно было бы подумать как поощрять тех, кто приступит к регулярным тренировкам, поскольку подготовка к соренованиям такого уровня - это огромный труд. В то же время, их квалификация УЖЕ позволяет им работать вместо подготовки к олимпиадам и получать за это деньги. К сожалению, деньги в настоящее время для семей многих из них необходимы не столько для увеличения количества и улучшения качества потребления, сколько для выживания, и потому мы не можем осуждать такой выбор некоторых из студентов, но можем помочь им. 3.12.2001 |