Четвертьфинал ACM 2002



    
    С горечью приходится констатировать очередное отступление команд ГГУ, которые в ноябре 1997 года заняли 15-ое и 17-ое места из 78 команд в полуфинале, а в октябре 2002 года - 13 и 15-ое места из 34 команд в четвертьфинале !!!
    Даже беглого взгляда на итоговую таблицу результатов достаточно, чтобы понять, что команды ГГУ проиграли ВСЕМ ШЕСТИ командам Белгосуниверситета, а также ШЕСТИ командам из прибалтийских государств:
    1-ой и 2-ой командам Тартусского университета
    1-ой и 2-ой командам Вильнюсского университета
    1-ой команде Рижского университета
    1-ой команде Каунасского университета.
    Причин такого провального выступления ДВЕ: общая прогрессивность системы образования в прибалтийских государствах (Литва, Латвия и Эстония) по сравнению с системой образования в Беларуси и недостаточная подготовка наших олимпийцев.
    Уже после трех часов соревнований стало очевидно, что прибалтийские команды в целом показывают гораздо более высокие результаты, нежели все белорусские команды (за исключением команд Белгосуниверситета), и потому руководители и тренеры белорусских команд с большим интересом стали расспрашивтать о системе образования в Прибалтике. Систематизированный перечень того, что удалось узнать о ее достоинствах, приводится далее (эта система образования функционирует в Прибалтике уже более четырех лет).
    1. Единый письменный выпускной/вступительный экзамен, который проводится ВНЕ стен школ и ВУЗов - в специализированных центрах проведения экзаменов.
    2. Конкурс сумм баллов, набранных на этих экзаменах: студент посылает в распределяющий центр список вузов, в которые он хотел бы поступить в порядке убывания приоритетов
    3. При поступлении учитывается результат по информатике
    4. Выравнивающие курсы по информатике на первом году обучения (с разным временем на обучение - кто знает меньше - у тех часов больше)
    5. Платное обучение - $120 в семестр со студента - и все это в казну университета!
    6. Наличие социальных скидок на оплату обучения
    7. Дисциплины специализации - по выбору студента из списка дисциплин, предлагаемых преподавателями - на какие спецкурсы студенты записываются, те спецкурсы и читаются иоплачиваются преподавателям. Предварительно преподаватели выкладывают в Интернет рабочие программы и задания на лабораторные работы предполагаемых курсов.
    8. Высокоскоростной доступ в Интернет в вузах для студентов и преподавателей и соответственно интенсивное использование возможностей Интернет в учебном процессе.
    9. Лекционные аудитории (по 5 штук на факультет), оборудованные компьютерами, проекционным оборудованием и выходом в Интернет и их эффективное использование при чтении лекций.
    10. Публикации в Интернет учитываются как учебно-методические пособия.
    11. Методички продаются студентам по ценам чуть выше себестоимости.
    Что касается улучшения качества подготовки наших команд, оно может быть вызвано только еще большими трудозатратами на подготовку. Фактически сегодня чемпионаты мира по программированию для студенческих команд - это профессиональный спорт, для получения высоких результатов в котором нужно тратить огромные усилия и время, выполняя, в частности, следующую работу (на еженедельной основе):
    1. Поиск новых алгоритмов в сети.
    2. Разработка тестов и решение задач финалов ACM 2002-1991 годов
    3. Решение циклов тренировочных задач в заочных школах, например:
    - ГГУ - методы алгоритмизации
    - USACO training
    3. Еженедельное участие в воскресных тренировочных олимпиадах.
    4. Анализ-обощение
    - ошибок в решении задач
    - процесса решения задач/командной тактики и стратегии
    5. Дорешивание в течение недели задач, нерешенных на тренировочных олимпиадах.
    Реально достижимая цель, ради которой стратегически оправдана такая фундаментальная подготовка - медали финала первенства мира (попадание в десять лучших вузов мира из 50-60 в финале). Правда для этого сначала нужно попасть в 6-8 лучших команд из 34 в Западном подрегионе (Беларусь, Литва, Латвия, Эстония). А затем в 5-6 лучших команд из 70-80 в Северо-восточном регионе (Россия, Закавказье).
    Найдутся ли у нас герои, готовые дерзнуть ?
    Готово ли руководство вуза и математического факультета как-то стимулировать титанический труд во имя столь дерзновенных целей?
    И напоследок две ложки меда в бочку с дегтем.
    1) В трех лучших командах Белгосуниверситета - воспитанники гомельской школы программирования:
    Капитан команды, занявшей первое место (BSU - Ded Talash),- Алексей Данченко, выпускник 2000 года СШ 27, трехкратный участник и двукратный серебряный призер финалов Международных олимпиад по информатике для школьников, трехкратный дипломант Республиканской олимпиады по информатике для школьников (1998-2000 гг.).
    Участник команды, занявшей второе место (BSU - Infinity), - Евгений Гончар, выпускник 2001 года СШ 61, участник финала Международной олимпиады по информатике для школьников (2001г.), четырехкратный дипломант Республиканской олимпиады по информатике для школьников (1998-2001 гг.).
    Капитан команды, занявшей третье место (BSU - BraveGhosts), - Александр Баранов, выпускник 2000 года СШ 55, двукратный дипломант Республиканской олимпиады по информатике для школьников (1999-2000гг.).
    Участник этой же команды - Андрей Коранчук, выпускник 2000 года СШ 55, дипломант Республиканской олимпиады по информатике для школьников (2000 г.).
    Не могу не напомнить, что в 2000 году дипломанты республиканской олимпиады по информатике могли поступить без экзаменов в Белгосуниверситет (где и учатся сейчас Коранчук А., Баранов А. и Данченко А.) и должны были сдавать вступительные экзамены на общих основаниях в ГГУ...
    2) ГГУ показал лучший результат среди всех белорусских вузов за исключением Белгосуниверситета.
    Долинский М.С.
    Доцент кафедры МПУ
    Руководитель команд ГГУ им.Ф.Скорины