[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала" 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ... 24, 25, 26
Автор Сообщение
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
http://42.tut.by/468703

А это мой исходный текст

1. В каком возрасте можно заметить способного ребенка?


Мы начинаем заниматься с теми, кто умеет ходить и говорить.
На практике - с четырёх лет. Уже в этом возрасте заметны различия в развитии ребят. Ещё более разительными они становятся уже в первом классе.
Настолько, что в своё время я даже написал в статье, что правильнее
задержать на год для подтягивания таких ребят и только потом пускать
в общее обучение. В противном случае - то, как происходит сейчас, они очень быстро перестают учиться вообще - только ходят в школу - и то не все, и не всегда.

По-моему мнению, сегодня способности для окружающих очень часто определяются просто уровнем развития ребёнка. Если родители с рождения занимались с ребёнком (играли, читали, разговаривали и проч.) - то он реально умеет много больше, чем сверстники, с которыми не занимались - и мы в таком случае говорим, что он способнее, что на самом деле не соответствует действительности.

Получается, что под способностями мы понимаем просто уровень развития, превышающий средний для возраста. Наверно есть случаи врождённых данных (как лично я изначально понимал слово способности), но в реальной жизни абсолютное большинство таких случаев - умения и навыки, приобретённые во время занятий (в младшем возрасте, как правило, с родителями).


Есть ли у ребят, которые настроены на успех, какие-то общие черты?

Мне кажется, "настроены на успех" это некоторый штамп. Никто не приходит заниматься "настроенным на успех" - они ведь поначалу не знают, даже чем именно будут заниматься. Но можно твёрдо сказать про общие черты тех ребят, которые достигают успехов.

1) Интерес к процессу, позволяющий им тратить на занятия много времени.
2) Способность и готовность помногу трудиться (как правило, вследствие интереса к процессу)

2. С какого возраста ребенка есть смысл начинать учить программированию?

По-моему, чем раньше, тем лучше. Понятно, что от возраста сильно зависит технология проведения занятий. Мы сейчас готовы к эффективному проведению занятий с детьми с 4 лет. Мы всё время (а я занимаюсь подготовкой школьников Гомельской области к олимпиадам по информатике на базе СШ 27 с 1997 года) старались начинать как можно раньше - сначала с 8-го класса, потом с 5-го, потом с 1-го, а сейчас уже с дошкольного возраста. Как следствие, очень многие наши ученики брали медали на международных олимпиадах, начиная с 9-го класса, а дипломы республиканских олимпиад - начиная с 8-го класса.


3. Что важнее для успеха в олимпиадном программировании: талант или усердие?

С моей точки зрения, однозначно - усердие.
Я видел десятки, если не сотни ребят "с умными глазами", которые вообще «не задерживались на занятиях» или не добивались результатов даже на областном уровне, просто потому, что они уделяли эти занятиям недостаточно много времени. Причём если поначалу я себя успокаивал тем, что просто эти дети найдут/проявят себя «в другой области», то сейчас всё чаще убеждаюсь, что многие из них просто в принципе не хотят трудиться или «напрягаться».
В этом смысле интересно соображение экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова «мы часто слышим, что "этот игрок более талантлив, но другой более работоспособен". Это в корне неверная трактовка. «Способность к тяжелому труду — тоже талант!» http://www.kasparov.ru/material.php?id=555C87FFE7D06

4. В чем заключается ваша образовательная система?

Мне кажется, это вопрос не для прочих среди газетного интервью. Я занимаюсь подготовкой школьников и студентов к олимпиадам по информатике не один десяток лет, и ещё больше времени преподаю в университете (ГГУ им.Ф.Скорины, математический факультет) программирование на первом курсе и основы цифровой техники для студентов разных курсов. Понятно, что всё это время система развивается и видоизменяется. Я написал по этому поводу уже десятки статей для белорусских журналов «Информатика и образование», «Пачатковая школа», «Электроника-ИНФО», российских журналов «Информатика и образование», «Педагогическая информатика» (оба - Москва), международного журнала «Olympiad in Informatics», который издаётся в Литве(Вильнюс). Исповедуемые мной принципы обучения систематично были изложены в 2012 году в интервью газете «Звязда», которая издаётся на белорусском языке

05 лiпеня 2012
Па сістэме Далінскага
http://www.zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=99515

которая была переведена на русский язык на «Астрофизическом портале»
Сентябрь 2012
Обучение информатике по системе Долинского
http://www.afportal.ru/teacher/instruction/informatics

Тем не менее, попробую ответить коротко и на этот вопрос, тем более с тех пор прошло уже более трёх лет.

Итак, сначала повторю вопрос «В чём заключается Ваша образовательная система?»

И теперь коротко ответ:

1) Учить всех, кто придёт (от дошкольников до пенсионеров – был и такой случай) столько времени, сколько они этого хотят.
2) Эффективно использовать учебное время (на каждом занятии каждую минуту работает каждый ученик на пределе своих возможностей)
3) Использовать Интернет-систему обучения на базе сайта DL.GSU.BY для индивидуализации и оптимизации обучения
4) Иметь, применять и перманентно совершенствовать множество методик и технологий обучения в зависимости от возраста и предварительной подготовки
5) Объективно оценивать результативность работы (медали международных и дипломы республиканских олимпиад)


Способности к программированию нужно как-то дополнительно «раскрывать»?

По-моему – нет. Если ребёнку интересен процесс – он занимается и постепенно «раскрывается», то есть поднимается в знаниях, навыках и результатах.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
5. В случае с Геной Короткевичем насколько рано его способности стали заметны? Помните ли вы, как он впервые присоединился к вашей команде? Сразу ли он знал, чем хочет заниматься? Нужно ли ему было в чем-то помогать или он изначально знал, что способен победить?


На сайте DL.GSU.BY есть курс «Информатическая математика».
Там предлагаются задачи, которые мы потом решаем в программировании, но в этом курсе не требуется писать программы,
а требуется просто решить вручную задачи. Тогда я использовал этот курс для того, чтобы быстро определить, кого
из 8-классников есть смысл уже учить программированию, а с кем сначала ещё над общим развитием работать,
то есть умением понять, что нужно сделать в задаче и сделать это руками.
Я отслеживаю, кто и что делает на сайте и увидел по таблице результатов, что Гена довольно хорошо решает такие задачи -
лучше многих 8-классников. Его родители работают на нашей кафедре, и я при встрече сказал им что, думаю, уже можно
начинать учить его писать программы. А они мне ответили, что он же маленький – ещё и в школу даже не ходит.
Я говорю – ну приводите ко мне, я попробую. Дальнейшую историю я уже рассказывал.
К сожалению, в прессе она была искажена до неузнаваемости,
поэтому, считаю, есть смысл повторить в надежде на то, что в этот раз ничего не исказится.

Он пришёл, я кое-что ему объяснил, и дал книжечку, где то, что объяснял, подробно расписано –
в расчёте на самостоятельное обучение.

Некоторое время (с месяц или два наверно) на сайте не было результатов деятельности Гены.

А потом появились - я при встрече спрашиваю у папы – а что произошло, почему Гена так долго не решал, а тут начал решать?
А папа отвечает – так осень наступила, на улице не поиграешь …

Потом Гена начал участвовать в Интернет-олимпиадах по программированию для начинающих на нашем сайте, которые у нас проводятся по воскресеньям круглый год.
Опять же, когда его результаты стали достаточно хороши, я предложил записать его на городскую олимпиаду по информатике.
Гена тогда был в первом классе.
Для этого нужно было школьную олимпиаду порешать.
Дальше пересказываю то, что мне его родители рассказали.

Мама привела его на школьную олимпиаду.
Учительница сказала, что для таких маленьких олимпиада не проводится.
Мама отвечает – хорошо, дайте ему те задачи, которые все будут решать.
Гена решил лучше всех. Но в школе повесили стыдливое объявление.
Второе место занял такой–то, третье - такой-то и на городскую олимпиаду пойдёт ещё первоклассник Гена Короткевич.

Во втором классе Гена уже пробился с областной олимпиады на республиканскую и взял там диплом.
В пятом классе – пробился на международную олимпиаду и взял там серебряную медаль, не добрав до золотой всего 6 баллов.


Насчёт того, нужно ли было Гене помогать.
Когда Гена начинал, у нас занимались одновременно множество хороших ребят, в том числе и Вова Миняйлов (впоследствии трёхкратный призёр международных олимпиад),
Дима Богданов (впоследствии золотой медалист международной олимпиады школьников)
И понятно, что многому Гена мог научиться и у них.
Насколько мне известно, многому Гену научил папа – очень хороший программист.
Важной мне кажется, даже не конкретная помощь, а среда, в которой «солёными» становились все, кто хотели погрузиться в этот «рассол».

Ну и нельзя не отметить значительное трудолюбие Гены.
Как-то при обсуждении в форуме вопроса о том, кто сколько времени тратит на занятия, Гена ответил – примерно 20 часов в неделю.В то же время подавляющее большинство ребят занимается максимум 6 часов в неделю.

6. Вы общаетесь с выросшими учениками?

С большинством – только по мере их «заглядывания на огонёк», а с некоторыми,
которые живут в Гомеле и помогают «держать на плаву» DL.GSU.BY, почаще (хотя в основном по электронной почте).
Пользуясь случаем, хотел бы публично выразить последним благодарность: Вадим Копиченко и Сергей Вераксич
ныне оба сотрудники фирмы Intervale.


Наверняка, карьера которых сложилась крайне удачно. Можете поделиться историями их «взрослых» успехов?

Ну начну с Артёма Кузнецова, про которого я уже многократно рассказывал.
В 1997 году он первым из тех кого, я учил, стал чемпионом Беларуси и затем призёром международной олимпиады по информатике.
Поступил к нам в ГГУ им.Ф.Скорины. После его завершения быстро нашёл себе работу в Москве – в выше упоминавшейся Intervale,
Стал там начальником отдела разработки программного обеспечения и перевёл отдел в Гомель.
Очень многие из тех, кого я учил, пошли туда работать.

Слава Литвинов ныне живет в США, работает в Intel.
Женя Гончар живёт в Швейцарии, работает в Google.
Вова Миняйлов живёт в Москве, работает в ABBYY.
Дима Богданов живёт в Минске, работает в Yandex.

Саша Козлов сейчас живёт в Голландии – сменил несколько фирм. Он как раз один из последних, кто «заглядывал на огонёк» и рассказывал ребятам про своё «житьё-бытьё».

Попутно хочу отметить, что он прямо перед приездом «сделал подарок» сайту DL.GSU.BY развитием функционала, который он разрабатывал ещё будучи студентом.

Лёша Данченко закончил БГУ, работает в Минске в EPAM, он заходил последним …

7. Как вы думаете, спортивное программирования в школе – занятие только
для способных ребят или есть смысл сделать этот предмет общим?


Как наверно понятно из моих предыдущих ответов для меня это два разных вопроса.
1) Программирование – это занятие для тех, кому это интересно и как следствие, они готовы тратить время на обучение.
2) Делать предмет общим смысла нет, поскольку желание ТРУДИТЬСЯ общим для школьников не назовёшь.

8. Что изменилось в техническом оснащении школ за годы вашей работы?

Изменилось всё и в лучшую сторону. Было время, когда у меня было 8 компьютеров и 30 человек, желающих учиться.
Сейчас если не наоборот, как я говорил в одном из предыдущих интервью, то техническое оснащение вполне достаточное.

9. Изменилось отношение к информатике и программированию со стороны Министерства образования?

Я бы отметил тот факт, что единая система олимпиад по информатике, проводимая под эгидой Министерства образования с правилом о поступлении без экзаменов дипломников республики и посылкой лучших на международные олимпиады, сборы для международников, летние школы для перспективных ребят разных уровней – всё это мощные стимулы для втягивания ребят в занятия программированием. Отмечу, что с удивлением узнал, что далеко не во всех странах дело обстоит так же хорошо как у нас. Во многих странах олимпиады проводят энтузиасты, практически без государственной поддержки.
Поэтому я бы ответил на Ваш вопрос так. Отношение всегда было и есть сейчас достаточно позитивное.

10. Вы регулярно общаетесь с детьми. Каких навыков или качеств не хватает современным школьникам?

1) Желание/умение много трудиться
2) Желание/умение преодолевать трудности

11. Как вы думаете, станет ли coding обязательным навыком в ближайшем
будущем, учитывая перетекание мира в цифровую плоскость?


- конечно нет.
Есть же ещё и сфера обслуживания и потребления, которая развивается ещё быстрее.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
12. Чем сейчас может похвастаться гомельская школа программирования?
Для начала я бы всё-таки подчеркнул интегральные успехи за период 1997-2015

http://dl.gsu.by/servlet/olymp.results.PersonalMedalServlet?c.id=1&u.c=25&lng=rus&r.id=3&a.r=3

15 школьников Гомельской области, в общей сложности завоевали 28 медалей международных олимпиад по информатике из них 9 золотых, 11 серебряных и 8 бронзовых.

На втором месте – Минская область, у которой только 11 медалей (1+5+5)
http://dl.gsu.by/olymp/result/ioi/region.asp


Кого из теперешних учеников вы бы отметили как перспективных ребят?

Как раз на фотографии здесь
http://www.afportal.ru/teacher/instruction/informatics

на переднем плане Федя Коробейников (тогда он учился в 6-ом классе)
в 2014 году будучи учеником 8-класса занял 3-е абсолютное место в республике с результатом 799 из 800 и
поехал на международную олимпиаду. Он оказался первым, кто не получил медали.
В 2015 он не пробился в сборную.

Но, убеждён, в 2016 и 2017 году он попадёт на международную олимпиаду и возьмёт медаль, надеюсь, не ниже серебряной.

На той же фотографии дальше сидит Андрей Костяной, ныне ученик 6-го класса, и я надеюсь, что он сможет пробиться на республиканскую олимпиаду в этом году.

Есть и другие подающие надежды ребята, всех возрастов, начиная с первого класса.

Да, у нас сейчас есть первоклассник Костя Коновал, который уже учится писать программы и сдал 4 задачи на разработку программ.

Но «дорогу осилит идущий».

Чем более значимых успехов хочет добиться ученик, тем больше усилий он должен приложить.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
Потом было обсуждение
http://talks.by/showthread.php?t=14254889&pagenumber=

Где были и прямые вопросы ко мне, на которые, а также на некоторые из реплик, я и ответил.


Cокращённый вариант этих ответов (на tut.by)
Обсуждение там же

Ниже приведена полная версия ответов.

============================================

С интересом следил за обсуждением, и поскольку там появились конкретные вопросы ко мне, решил на них ответить,
а попутно и внести пояснения о содержании обучения, которое сейчас ведётся.

1) Если вдруг автор прочитает.
Расскажите, пожалуйста, как все таки заниматься с 3-х, 4-х летними, какой методический материал лучше использовать, как строить занятия?


Один из ответов предложен в репликах – сайт kubik.by. Подобные сайты наверняка есть и ещё (например, http://logic.by/, который мне подсказали в переписке). Кроме того, есть множество обучающих игр и мультиков на компактах и в Интернет. Дополнительно есть множество материалов и развивающих игр в «ручном варианте». ЛЮБОЙ из этих подходов обязательно принесёт пользу. Главное, чтобы малышу нравилось проводить время в таких занятиях с Вами (а ещё лучше и без Вас тоже).

Но я всё-таки опишу подход, который используем мы
( для его реализации Вам нужно действовать по инструкции, написанной здесь
http://dl.gsu.by/NForum/posts/topicshow/76.dl?postid=59159#59159 )

(Есть уже и первый отклик работы минчанина по этой инструкции
Михаил, спасибо, все получилось, будем заниматься.)

и попробую аргументировать его достоинства по сравнению с вышеизложенными альтернативами.


1) Мы ориентировались на фронтальную работу.
Когда учитель один, а учеников много.
Поэтому для нас принципиально чтобы
- задания выдавались и проверялись автоматически
- в случае невозможности ребёнка справиться с заданием, автоматически ему предлагалась помощь
- результаты работы протоколировались и сводились таблицы по группам
Таким образом, обеспечиваются самостоятельность работы и мотивация.
Для родителя, работающего с одним ребёнком и то, и другое тоже очень важно.

2) Мы систематически подошли к тому «Чему именно учить» в курсе «Учимся думать»
- а именно, какие задания и в какой последовательности предлагать.

Сначала два небольших лирических отступления.
Отступление А) Когда два ребёнка показывают разную результативность в продвижении по учебном материалу,
первые причины – разная мотивированность, разное потраченное время, разная предварительная подготовка.
А если эти факторы одинаковы?
А в нашей практике такое бывало.
Тогда – наш ответ такой – эти дети по-разному умеют думать.
Те, кто лучше умеют думать, быстрее двигаются по нашему учебному материалу (при обучении программированию).
Тогда-то мы и задались вопросом – а что означает «Уметь думать»?

Отступление Б) Будучи старшим школьником и студентом я тренировал детские футбольные команды.
И там выделялись отдельные навыки игры в футбол, которые и тренировались по отдельности специальными заданиями/упражнениями, как–то:удар внешней и внутренней стороной стопы, левой и правой ногой, приём мяча, физическая подготовка разных видов и т.д.
Когда нам потребовалось развивать МЫШЛЕНИЕ, мы пошли аналогичным путём – попытались выделить и сформулировать отдельные навыки,
Мы назвали их базовые мыслительные операции.
Мы пытались искать в Интернете, что делали другие в этом направлении, что-то придумывали сами.
И на сегодняшний день наш перечень базовых мыслительных операций включает 21 БМО, классифицированных в 5 групп:
Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация
Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание
Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение
Логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, импликация
Комплексные операции: анализ, синтез, аналогия, абстракция, воображение, позиционирование, запоминание.

Соответственно мы ставим задания на развитие каждого навыка в отдельности.
На сегодня обучение включает семь уровней сложности таких заданий.

Технической основой обучения является группа специальных пакетов заданий в курсе «Информатика 2015-2016» дистанционной системы обучения DL.GSU.BY. Каждый преподаватель/родитель может зарегистрировать своих детей, подписать их на курс «Информатика 2015-2016», установить режим автоматической выдачи заданий, войти за каждого в выбранный пакет заданий. После этого система поддерживает автоматическую выдачу заданий индивидуально для каждого ученика в зависимости от выполнения/не выполнения предложенного задания с синхронной фиксацией результатов и запоминанием текущей позиции в обучении.

Для заданий, вызывающих трудности у большинства учеников, встроены системы автоматических подводящих заданий, пошагово обучающих выполнению проблемного задания.

Для учеников, имеющих серьёзные проблемы с определёнными типами заданий, например: нахождение отличий, составление фигурок танграма, выполнение заданий по аналогии и др., созданы специальные пакеты заданий, называемые «Техминимумами» для целенаправленного формирования соответствующих навыков у конкретного ребёнка.

Таким образом, родитель/преподаватель освобождается от огромного количества работы по подготовке заданий, предъявлению их ученикам, объяснению того, что и как нужно сделать, проверке правильности выполнения заданий каждым учеником, накоплению статистики по работе и формированию ведомостей проведённых занятий.

Основные задачи родителя/преподавателя в такой системе занятий – организовать и поддерживать рабочую атмосферу, избирательно консультировать детей по возникающим вопросам, стремясь обеспечить максимальную самостоятельность детей при выполнении заданий.

На текущий момент предлагаются следующие пакеты заданий для работы с детьми 4-6 лет:

Учимся думать – 2012 (620 главных заданий)
Учимся думать (быстро) (128)
Техминимум. Учимся работать с "мышкой" (20)
Техминимум. Учимся думать - 0 (38)
Техминимум. Отличия (75)
Техминимум. Танграм. Часть 1 (64)
Техминимум. Танграм. Часть 2 (142)
Техминимум. Танграм. Часть 3 (42)
Техминимум. Аналогия (47)
Техминимум. Учимся считать (135)
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
2) Это всё хорошо, но я бы поспорил с целесообразностью учить детей паскалю (на фотографиях именно он): этот язык уже лет 15 фактически не используется для написания реальных программ. Почему нельзя учить детей какому-то более утилитарному ЯП, зная который можно было бы найти работу?

Предложение имеет рациональную основу. Я и сам задумывался о переходе на обучение языку программирования С++. Более того, я учу программированию (и именно на Паскале) в первом семестре первокурсников математического факультета Гомельского госуниверситета им.Ф.Скорине трёх специальностей: «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования». И ко мне приходил представитель фирмы EPAM, наш выпускник, кстати, с настоятельным предложением перевести обучение на С++. И я также вынужден был ответить отказом.

Почему?

1. Мы начинаем учить программированию с начальной школы и, безусловно, в такой ситуации Паскаль «изначально заточенный на обучение» гораздо предпочтительнее многих других языков, в том числе и С/С++ .

2. Мы изучаем язык программирования (Паскаль) в минимально-необходимой степени (переменные, массивы, циклы, условия).
Наша цель – формирование навыков разработки и отладки алгоритмов и программ, а не изучение возможностей Паскаля.

3. Использование Паскаля разрешено в республиканских и международных олимпиадах по информатике

4. Получив серьёзную алгоритмическую и практико-ориентированную базу, все желающие школьники (начиная с 9-го класса, а кто-то и раньше) самостоятельно переходят на С++ и это не вызывает у них принципиальных трудностей. В свою очередь, я поддержал такую работу ссылками в форуме на полезные материалы.

5. Аналогично и с первокурсниками – сейчас, через полтора месяца занятий, 4 студента из 73 которых я учу, по моей инициативе перешли к работе на С++ при выполнении всех учебных заданий, поскольку они в достаточной степени владеют навыками разработки и отладки алгоритмов (в отличие от остальных 69). Я напомню, сейчас нет вступительного экзамена по информатике, и алгоритмизация практически не изучается в старших классах школы. Как следствие, на потоке огромное количество студентов с минимальными навыками разработки алгоритмов и написания программ или вовсе без них.

6. Тем более если говорить о работе, как автор вопроса. У школьников не стоит задача сразу после школы идти работать – стоит задача поступить. А уж в ВУЗе волен-с неволен-с они получат необходимые знания и навыки. И им будет проще учиться в ВУЗе, если иметь хорошие навыки в разработке алгоритмов и отладке программ, пусть и на Паскале.

7. С 1999 года для обучения используется сайт DL.GSU.BY, потрачены десятки (если не сотни) человеко-лет на создание автоматизированной среды обучения, ориентированной на использование языка программирования Паскаль. Эта среда поддерживает самостоятельное обучение, обеспечивая индивидуальную образовательную траекторию каждому ученику в зависимости от его уровня подготовки и даже психофизического состояния в момент обучения. Тем самым обеспечивается эффективная фронтальная работа. Когда я работаю по воскресеньям со школьниками, использую одновременно два класса, в общей сложности 27 компьютеров. (Аналогично со студентами – 3 секции в одном классе, до 28 одновременно работающих первокурсников). И на каждом занятии каждую минуту работает каждый человек! Без подобной Интернет-системы обеспечить такой учебный процесс на порядки сложнее, если вообще возможно.


Таким образом, если я решусь на переход на другой язык, я автоматически
1) Лишусь системы обучения и всех «плюшек», которые она даёт по фронтальному обучению.
2) Отсеку всех учеников начальной и большинство учеников средней школы.
3) Стану перед гораздо более сложными задачами обучения.
Мне представляется, что по-настоящему учить С правильно только после изучения курса «Организация и функционирование ЭВМ» (который я кстати тоже веду). Когда студент сможет ясно понимать что такое указатель, регистры и т.д. Изучение объектно-ориентированного программирования (С++ в частности), мне представляется правильным начинать только после получения крепких навыков разработки и отладки программ, основанном на процедурном подходе.

3) Вообще конечно вы правы. Я так понял что Долинский не ставил цель учить языку или технологии, просто немного показать как работают алгоритмы. А для этого вообще подойдёт даже псевдокод ...ну просто чтоб человек знал где цикл нужен а где рекурсия.

Тут я принципиально возражаю. «Немного показать» - это не про нас. Псевдокод – это просто поговорить. У нас всё начинается с условий конкретной задачи, а заканчивается отсылкой на автоматическую проверку текста программы, которая должна дать правильные ответы на всех входных данных, заготовленных автором задания. Это совершенно другой уровень знаний и навыков, чем просто сказать правильные слова.

4) А почему нет олимпиады по медицине? Кто быстрее и виртуознее удалит апендицит!
Программирование это серьезная работа, научить детей работать это хорошо и здорово.
А так мы учим гонщиков выигрывать соревнования, а не водителей которые за жизнь перевезут тонны грузов на милионы километров.


Да существует такая точка зрения, и у неё много приверженцев. Более того, папа лучшего спортивного программиста мира на сегодня Гены Короткевича – Короткевич Владимир Аполлонович, сам великолепный прикладной программист придерживался этой же точки зрения как минимум до того, как Гена начал заниматься олимпиадным программированием.

Я лично всегда придерживался противоположной точки зрения - и лично у меня на глазах она всегда подтверждалась практикой.
Ребята, которые успешно участвуют в олимпиадах по информатике и программированию, просто умеют быстро думать, разрабатывать алгоритмы и программы, искать и исправлять ошибки. И это, безусловно, оказывается полезным им на работе, позволяет им устраиваться в более престижные фирмы и получать более высокую зарплату.

Приведу только один конкретный пример. Два однокурсника - выпускника нашего вуза устроились в Гомеле в хорошую фирму. Один не занимался олимпиадным программированием, другой занимался. Встречаю первого - как дела? Всё хорошо, работа, зарплата, коллектив, только немного трудновато, часто приходится задерживаться, работать по выходным, чтобы справиться в срок с заданием, которое мне дают. Встречаю второго – как дела? Всё хорошо, работа, зарплата, коллектив, только немного скучновато, дают задание на неделю, я справляюсь за два дня и нужно думать, что в остальные три делать …

Другой вопрос, что при работе в коллективе нужны и другие навыки, но их приобретение происходит как минимум не медленнее, если человек сам по себе умеет быстро разрабатывать алгоритмы и отлаживать программы.

5) … тренер то же делает с программистами. … Весь пар уходит в свисток.

По отношению к моей работе, мне кажется, это неверно. Тысячи детей попробовали изучать программирование, десятки стали программистами, полтора десятка – медалистами международной олимпиады по информатике.

6) Программист - ущербная профессия

По-моему мнению, на сегодня программирование одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий, с бесконечно ёмким рынком труда, как правило, гибким графиком работы и оплатой по труду – чем больше умеешь и делаешь, тем больше и получаешь.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
7) я попал к Долинскому в 9ом классе когда были дни "УПК". до этого фанател и писал на бейсике с 8ми лет, драконил спектрум-128, писал проги (простейшие) но для ребенка это чудо самому сделать так чтобы джостиком на экране можно было рисовать.. мне нравилось и я стремился к знаниям. пришел на УПК- Долинский сказал: будем учить Паскаль. вот вам 3 оператора, две функции и стопка задач. идите, решайте....
так в Спарте детей отбирали - кидали в бездну- кто выживет тот и молодец. на том и закончился мой путь программера...
я не знаю каков он педагог в процессе - но на тот момент (а это был 95ый год) он просто переворачивал груду материала и отсеивал крупицы золота. с ними и занимался - остальных - в СПарту.


По вашему описанию, я и крупицы золота не всегда находил. Но вот примерно в это же время учился Андрей Галатин (он отметился в дискуссии словом за Дельфи).
Насколько я помню, я тогда ещё и оценки должен был ставить. И тем, кто мало задач решил, двойки ставил. Так вот мне кажется, я Галатину двойку и поставил. Но, несмотря на это, он приходил в компьютерный класс (мы тогда на СМ-ках учились), когда и не было занятий УПК, а были просто занятия у студентов и класс был открыт, и пытался решать задачи самостоятельно. Я когда увидел это, попытался ему помогать. В общем, кончилось тем, что он поступил к нам на матфак, писал у меня курсовые и диплом и разработал (как раз на Delphi) вместе со Славой Литвиновым HLCCAD (High Level Chip Computer Aided Design). С этой и многими другими разработками мы стали лауреатами конкурса фирмы Intel, после которого несколько человек получили приглашение работать в Intel. Слава принял это приглашение, а Андрей отверг. Насколько мне известно, он и сейчас уважаемый профессионал. А HLCCAD я до сих пор очень эффективно использую при обучении студентов основам цифровой электроники.

Пока писал, подумал, что наверно можно случай обобщить.
Сейчас система обучения изменилась, появилась автоматизация и в Спарту никого не бросаем.
Но вот принцип наверно всё-таки сохранился.
Чем больше времени ученик уделяет предмету, тем больше он может рассчитывать и на моё время.

8) И все компьютерные гении сочли за лучшее получать дивиденды за свой талант вдали от родной страны

Это совсем неверное утверждение.
Да, получив, эксклюзивное образование, они получили и эксклюзивные возможности выбора места работы и проживания.
Многие попробовали свои силы и успешно, выехав из страны.
Ещё больше людей осталось, хотя по уровню подготовки они тоже могли претендовать на аналогичные позиции за рубежом.
Первый яркий пример с Литвиновым, Галатиным и Intel, я уже привёл.
Другой пример - в 1997 году Костя Вулах, Лёша Новиков и Виталий Новицкий в качестве системных администраторов фактически родили компьютерную сеть ГГУ им.Ф.Скорины, первые двое уехали (в США и Англию, соответственно) а Виталий до сих пор администрирует нашу сеть.
Вадим Копиченко и Сергей Вераксич не только остались в Гомеле, но и поддерживают «на плаву» сайт DL.GSU.BY за что, пользуясь случаем, хочу их прилюдно горячо поблагодарить.

Попутно хочу поблагодарить всех своих учеников (и хороших, и плохих )
Работа с всеми Вами меня непрерывно чему-то учила.

А ещё многие из учеников вложили свой труд в DL.GSU.BY,
другие интегрированные в него программные продукты,
методику и технологию обучения детей информатике и программированию.


При публикации этих материалов получил ещё дополнительный вопрос от редакции:
Чувствуете ли вы, что вокруг программирования в Беларуси сейчас сложился определенный культ?


По-моему «культ» это какой-то штамп.
Я вижу – наши школьники быстро растут в олимпиадном программировании.
Аналогично наши студенты также быстро растут в студенческих соревнованиях.
Зарубежные фирмы пришли в Беларусь за квалифицированными сотрудниками с умеренными запросами по зарплатам.
У нас пока нет столько профессионалов, сколько требует рынок.

И это отличные факты для белорусов и Беларуси.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
В Беларуси собирают деньги на открытие первой частной школы без оценок и с "гуманной педагогикой"
Николай Лапеза

Темы: 0
Сообщений: 3

Мой профиль


Михаил Долинский :


1. Регистрируете его на сайте
2. Подписываете его на курс "Информатика 2015-2016"
---- выбор курсов - СШ 27
3. Справа появится этот курс - кликаете по его названию - входите в него
4. Кликаете на "Задачи"
5. Differential Study справа кнопочка >> - кликаете по ней.
Вы должны увидеть список пакетов обучающих заданий вот такой...  

Добрый день.
После "выбор курсов/СШ 27" я вижу табличку с названием курса и датами начала и конца:Начинаем программировать, Базовое программирование, Информатика, Математика, Факультативы
http://dl.gsu.by/desk.asp
видимо, куда-то не туда захожу. Подскажите, пожалуйста.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
Туда.

Надо поставить галочку напротив "Информатика 2015-2016"
и нажать кнопку "Сохранить"

Справа (в активных курсах) появится название этого курса - кликаем по нему.
Потом по иконке со словом "Задачи" и далее по инструкции выше
(12913)
Николай Лапеза

Темы: 0
Сообщений: 3

Мой профиль


Михаил Долинский :

Туда.

Надо поставить галочку напротив "Информатика 2015-2016"
и нажать кнопку "Сохранить"

Справа (в активных курсах) появится название этого курса - кликаем по нему.
Потом по иконке со словом "Задачи" и далее по инструкции выше
(12913) 

Спасибо. Я, правда, совсем не понимаю смысл задач, но буду пытаться разобраться.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
Это задание на базовую мыслительную операцию "Позиционирование".
Нужно клинуть по такому же квадратику на синем поле, в каком стоит вопросик на зелёном поле.

Надеюсь уже разобрались.
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
Победы в конкурсах программирования негативно коррелируют с успехами в работе
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
ПОЧЕМУ СОТРУДНИКИ СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ ОТДАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЫ БЕЗ КОМПЬЮТЕРОВ?
Николай Лапеза

Темы: 0
Сообщений: 3

Мой профиль


Михаил Долинский :

Это задание на базовую мыслительную операцию "Позиционирование".
Нужно клинуть по такому же квадратику на синем поле, в каком стоит вопросик на зелёном поле.
Надеюсь уже разобрались. 

Спасибо
Михаил Долинский

Темы: 1982
Сообщений: 47186

Мой профиль
From: pagamo@bonio.com.tw
Sent: Monday, October 26, 2015 1:00 PM
To: Michael Dolinsky
Subject: [Math competition info] PaGamO-Calculus World Cup

Dear professor,

National Taiwan University is going to hold the first ever Calculus World Cup (CWC) in February, 2016. It’s the first time students from the global top universities will be able to compete over Calculus in e-sports. The competition will be held on PaGamO -a social online gaming platform for education. The top 12 teams will be invited to Taiwan for the final round, and great prizes with a value of over $70,000 await our finalists!

We'd love to see young talents worldwide participate in the competition and prove their excellent knowledge of Calculus! We’d appreciate it if you would help us forward the information to the students who might be interested and encourage them to register.

Moreover, there're 5,000+ teachers using PaGamO as an innovative teaching tool in their classes. If you'd like to give your students a competitive edge in the competition, join our PaGamO Seed Program offering a free trial of PaGamO open to only 50 professors around the globe. Don’t miss the opportunity to train your students in PaGamO before they join the competition. Apply for the Seed Program right now!

Feel free to contact us via cwc@bonio.com.tw if you have any questions or concerns. Thank you very much.

Official website: http://cwc.pagamo.com.tw
Registration: https://pagamo.com.tw/calculus_cup
Facebook: https://www.facebook.com/PaGamo.glo
 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Обучение программированию "с начала" 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ... 24, 25, 26
Time:0,062