[Logo] Форум DL
  [DL]  На главную страницу 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Проектирование цифровых систем
Автор Сообщение
Михаил Долинский (Online)

Темы: 1985
Сообщений: 47299

Мой профиль
А еще очень хотелось бы получить обратную связь от всех решавших задания "Учимся думать 2009 (1-5)", в виде ответов на вопросы:

1) Считаете ли Вы, что такие задания действительно могут учить думать студентов или школьников?

2) Ваши предложения по изменению/добавлению заданий в курсы "Учимся думать - 1-5"

3) Считаете ли Вы полезными аналогичные по форме задания, но на материале "железных курсов" - схем и программ на языке ассемблера и С-МПА?

4) Ваши предложения "Как учить думать студентов и школьников".

Для затравки приведу мое теоретическое обоснование такого подхода

Развитие навыков эффективного мышления у школьников и студентов
Долинский М.С., Кугейко М.А., г.Гомель, ГГУ им.Ф.Скорины


Если бы авторов попросили ответить максимально коротко, чему нужно учить в школе и вузе, ответ был бы таков: «трудиться и думать». Человек, который умеет трудиться и думать, безусловно, будет иметь успешную профессиональную карьеру, чем бы он не занимался. Поэтому авторы озадачились вопросами, как учить думать и что такое уметь думать. Поиски в специальной литературе и Интернете привели к таким ответам:
- фактически специально «думать» не учат ни в школе, ни в вузе
- есть теоретические наработки разных авторов, не структурированные и во многом приглашающие к дальнейшим исследованиям вопроса
- есть практические советы играть в умные игры, решать логические задачи, головоломки, и т.д.
В тоже время ответ на вопрос «что такое уметь думать?» имеет решающее значение: ведь с точки зрения конечного результата, выгоднее СНАЧАЛА научить школьника/студента думать, а уж потом учить собственно предмету.
Авторам представляется разумным для процесса «думать» определить базовые мыслительные операции, затем научиться их диагностировать и развивать, при этом базировать диагностику и обучение на автоматическом предъявлении заданий в системе дистанционного обучения (http://dl.gsu.by), разрабатываемой на математическом факультете ГГУ им.Ф.Скорины с 1999 года. С лета 2008 такая работа активно выполняется и на текущий момент авторами предлагаются следующие базовые мыслительные операции (в количестве 21 штука):
Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация.
Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание.
Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение.
Логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, эквивалентность, импликация.
Комплексные операции: синтез, запоминание, анализ, воображение, аналогия, абстракция, позиционирование.

Приведем далее некоторые нестрогие описания данных базовых мыслительных операций, которые в то же время позволяют подбирать упражнения для их диагностики, развития и контроля.
Операции над парами:
Сравнение - двух и более объектов (картинок) на нахождение различий или одинаковых фрагментов.
Упорядочивание – перестановка двух или более объектов (картинок, слов) для выстраивания их в некотором порядке (по цвету, форме, размерам).
Ассоциация - указать "родственность" чего-то. Например, рисунков предметов, по какому то признаку.
Операции над множествами:
Объединение – результат – уникальное объединение элементов исходных множеств.
Пересечение – результат – множество элементов принадлежащих обоим исходным множествам.
Вычитание – результат – множество элементов первого множества, которых нет во втором.
Операции на множестве:
Классификация - разбить множество предметов на подмножества в соответствии с некоторым признаком.
Структуризация – навести иерархический порядок во множестве компонент некоторой системы.
Обобщение - дается несколько сущностей для обобщения. Результат обобщения нужно выбрать или ввести.
Логические операции:
Отрицание (противопоставление) – формируем объект (рисунок), противоположный данному (например, черное превращаем в белое, и наоборот).
Импликация (установление причинно-следственной связи) – для двух или более событий (фактов) установить, что является причиной, а что – следствием.
Конъюнкция – высказывание истинно, если оба его предиката истинны.
Дизъюнкция – высказывание ложно, если оба его предиката ложны.
Эквивалентность – высказывание истинно, если оба предиката одновременно либо истинны либо ложны.
Комплексные операции:
Синтез - собираем целое из частей.
Запоминание - требуется воспроизвести ранее предъявленное.
Анализ - предлагается целое, требуется выяснить, из каких частей состоит это целое: указываем либо вводим компоненты, составляющие целое.
Воображение - предлагается часть, требуется довообразить ее до целого: вводим или указываем недостающие компоненты.
Аналогия - выполнение какого-то набора действий, формируя результат "по аналогии".
Абстракция - дается сущность для проведения абстракции. Результат абстракции нужно выбрать или ввести.
Позиционирование – перенести объект в указанную позицию плоскости или пространства.
Очевидно, что довольно трудно придумать задания, развивающие или диагностирующие заявленные базовые мыслительные операции по отдельности. В то же время можно придумать задания, в которых одно из качеств будет доминирующим. Кроме того, авторами предлагается концентрическое обучение, когда упражнения разбиваются также на уровни сложности, и вначале все качества развиваются на первом уровне сложности, затем на втором и т.д.
Для контроля и диагностики уровня развитости качества авторы предлагают использовать время выполнения множества заданий данного вида. При этом в качестве эталонного берется лучший практически достигнутый результат (он может меняться с течением времени), а все остальные результаты рассматриваются в процентах от лучшего.
К настоящему времени авторы создали и постоянно развивают рабочую версию такого курса с текущим названием «Учимся думать - 2009» с пятью уровнями обучения. Первые три уровня основаны на графическом представлении информации и потому могут применяться в широком диапазоне – от студентов до детей дошкольного возраста. Четвертый уровень основывается на текстовом представлении информации, и потому для выполнения в нем заданий предварительным требованием является умение читать. Пятый уровень ориентирован на тех, кто уже начал изучение программирования, и использует в качестве объектов сравнения, упорядочивания, анализа и т.д. программы, алгоритмы, тесты и условия задач.
Михаил Долинский (Online)

Темы: 1985
Сообщений: 47299

Мой профиль
Апробация данного курса на школьниках и студентах в течение 2008-2009 учебного года показывает как его высокую эффективность, так и следующие направления его дальнейшего развития:
- пополнение разделов курса новыми заданиями, в особенности в четвертом текстовом разделе и пятом программистском;
- поиск новых базовых мыслительных операций и создание заданий для их диагностики и развития. В частности, в настоящее время рассматривается вопрос о включении операций дедукция, индукция, принцип Дирихле;
- создание новых комплексов заданий типа «Учимся думать», имеющих в качестве объектов предметной области рисунки и понятия из студенческих учебных дисциплин «Организация и функционирование ЭВМ», «Архитектура вычислительных систем», «Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств», изучаемых последовательно студентами 1-го, 2-го и 3-го курсов математического факультета, специальности «Программное обеспечение информационных технологий»;
- создание заданий для развития умения думать на основе игры «Шахматы». Главная цель: научить ставить мат в два хода. Априори, кажется, что требуется умение думать, чтобы выполнить такое задание. Предварительно придется научить ходам шахматными фигурами и пешками, а также понятиям «шах» и «мат». В тоже время рисунки шахматных фигур и шахматную доску можно использовать в качестве замечательного (и проверенного столетиями) материала по созданию заданий на развитие базовых мыслительных операций: например, запоминание расстановки шахматных фигур и пешек на доске (в начале игры и не только), сравнение двух позиций, классификация позиций и т.д.;
- создание заданий для развития умения думать на основе игры «Танграм». Главная цель: научить составлять фигурки из двух комплектов стандартного «Танграма». Причем задания могут быть двух видов: сложить задание для одного комплекта «Танграма» (проблема квадрата) и складывание специальных заданий из 14 танов двух «Танграмов». Кроме того, наборы рисунков танов, также как рисунки шахматных фигур, можно использовать для создания заданий на развитие всех базовых мыслительных операций: сравнение, упорядочивание, ассоциация и т.д.;
- создание заданий для развития умения думать на основе заданий олимпиадной математики «Кенгуру» для учеников 3 – 4 классов. По определению, для выполнения таких заданий не требуется специальной (математической) подготовки, а важно именно умение «думать» в чистом виде. Создание системы обучения решению подобных задач позволит глубже понять проблематику и найти новые интересные решения. Одновременно можно пытаться выделить/разработать математические задачи, ориентированные на развитие базовых мыслительных операций;
- создание заданий «операционной» математики, когда для решения задачи требуется «управлять» некоторыми инструментами: карандаш, линейка, циркуль, транспортир и т.д. Опять же задачи можно подбирать с направленностью на развитие выдвинутых базовых мыслительных операций.
Для обсуждения проблем данной тематики в рамках подфорума «Обучение программированию сначала» (http://dl/NForum/forum/list/16.dl) системы дистанционного обучения созданы специальные темы:
- комплекс заданий «Учимся думать»
- комплекс заданий «Учимся думать 2009 – 4 (надо уметь читать)»
- комплекс заданий «Танграм»
- комплекс заданий «Олимпиадная математика (Кенгуру 3-4 кл)»
- комплекс заданий «Флеш-математика»
- комплекс заданий «Шахматные задачи» .
Авторы приглашают всех заинтересованных в проблематике преподавателей, студентов и школьников внести свой вклад в исследование проблемы, решая задачи, выдвигая новые идеи и критикуя разработки.
Борис Шруб

Темы: 0
Сообщений: 29

Мой профиль
А подразумевает ли комплекс заданий "Учимся думать" ещё и обучение детей грамотности? А то что-то много там грамматических ошибок, не скажется ли это на последующей грамотности детей? Это и уже ранее упомянутая "Мазайка", и, к примеру, вот такое:
если я неправильно решаю задание, мне пишется: "Вы не правильно решили задание". Это как так? Неправильно всегда писалось слитно, оно раздельно пишется только в случае противопоставления, типа "Не правильно, а ложно". В данном случае противопоставления нет, так что писать надо в одно слово.
ЗЫ так что, мне писать о подобных ошибках? Или они считаются незначительными, и на развитие мозга отрицательно не повлияют?
Михаил Долинский (Online)

Темы: 1985
Сообщений: 47299

Мой профиль
Понятно, что на обучение детей грамотности мы не претендуем. Но сами писать грамотно в заданиях ДОЛЖНЫ. Поэтому - ПИСАТЬ.

Но еще важнее писать мысли по СУЩЕСТВУ поднятой темы.
Борис Шруб

Темы: 0
Сообщений: 29

Мой профиль
Может быть, об этом писали, но не смог найти. "Учимся думать-4" -> "Последовательность - 2_2 "79903 Кугейко Мария, ПО-41, январь 2009

Есть последовательности:
1. ладонь-рука-плечо
2. стопа-голень-бедро.

Если вторую последовательность посчитать логически верной, то есть идём от конца конечности к "началу". Тогда первая последовательность вообще не имеет права на существование, рука - это общее понятие, включающее в себя и ладонь, и плечо, и всё остальное. Логичнее было бы вместо руки написать кисть, или там предплечье.
Мария Кугейко

Темы: 16
Сообщений: 1399

Мой профиль
Может быть, об этом писали, но не смог найти. "Учимся думать-4" -> "Последовательность - 2_2 "79903 Кугейко Мария, ПО-41, январь 2009 
Спасибо. Уже исправлено: ладонь-предплечье-плечо.
 
Индекс форума ->Учебный процесс ГГУ/СШ 27 ->Проектирование цифровых систем
Time:0,053